Жалоба в ФАС по 223 ФЗ: образец 2020 года

Закупки для государственных и муниципальных нужд проводятся в определенной последовательности, где сторона заказчика (государственный орган) имеет право выбрать поставщика товаров, а поставщик, в свою очередь, предложить наиболее выгодные условия работы. Вся это деятельность, связанная с закупкой товаров для нужд государственных и муниципальных ведомств, контролируется органами исполнительной власти.

ФАС является тем самым контролером, на которого возложены функции по обеспечении справедливой системы взаимодействия субъектов закупочной деятельности. Кроме этого, контролирующий орган обязан заниматься ведением реестра жалоб, где в электронном формате хранятся все записи обращений участников закупок по тем или иным нарушениям при проведении конкурсных мероприятий, торгов на электронной площадке и запроса котировок.

Правовой основной ведения учета жалоб является Постановление Правительства №–1148. Нормативно-правовой акт определяет:

  • принципы ведения реестра;
  • правила его составления;
  • то, что информация, указанная в реестре, является свободной для доступа.

Содержание статьи

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и круг ее полномочий как контролирующего органа в сфере госзакупок

Особое внимание следует уделить деятельности Федеральной антимонопольной службы в части контроля за проведением различных закупочных мероприятий, направленных на удовлетворение нужд государственных и муниципальных заказчиков.

Основные принципы деятельности данной организации регулируются с помощью целого ряда федеральных нормативных актов, крупнейшими из которых являются:

  • Указ Президента Российской Федерации №314, изданный в 2004 году, на основании которого произошло создание Федеральной антимонопольной службы;
  • Положение о Федеральной антимонопольной службе, которое было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации №331 в 2004 году;
  • Федеральный закон «О защите конкуренции» №135-ФЗ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации №189 «Вопросы ФАС», принятое в 2004 году.

Кроме того, у самой данной службы есть целый ряд локальных актов, главной целью которых является урегулирование тех вопросов, которые не были рассмотрены на уровне федеральных нормативных актов.

Наложение таких полномочий произошло на основании пункта 13 статьи 3 данного федерального акта. Это связано с тем, что у данной службы есть ряд функций, которые она должна исполнять в рамках осуществления своей деятельности. К таким функциями относятся:

  • защита конкуренции на рынке оборота предложений по поставкам товара, оказанию услуг или выполнению работ с целью недопущения недобросовестных сговоров между различными участниками секторов рынка и «выдавливания» тех участников, которые не могут противостоять сговорам;
  • контроль за осуществлением государственных и муниципальных закупок таким образом, чтобы исключить нарушение действующего законодательства в данной сфере и минимизировать риск нецелевого расходования средств, выделенных на разных уровнях бюджетов;
  • контроль за исполнением законодательства о рекламе (в частности, речь идет о необходимости соблюдения правил осуществления рекламы таким образом, чтобы потенциальные получатели услуг не попадали в заблуждение по причине предоставления им недостоверной информации);
  • согласование проведения специализированных закрытых процедур при осуществлении государственных закупок с целью контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок, а также в сфере исполнения государственного оборонного заказа.

Все перечисленные функции направлены на достижение главной цели создания Федеральной антимонопольной службы – защиты конкуренции на существующем российском рынке.

При этом такая защита осуществляется на различных уровнях, в том числе и в сфере госзакупок, так как действовавшие ранее нормы закупочного законодательства могли позволить заказчикам нарушать нормы, установленные для защиты конкуренции (например, ранее не содержалось четких требований относительно проводимых закупок у единственного поставщика, что позволяло заказчику привлечь нужного поставщика к участию в процедуре и заключить прямой контракт с ним).

Если говорить о полномочиях, которыми обладает Федеральная антимонопольная служба для осуществления своей контролирующей деятельности, то к их числу относятся следующие:

  • возможность сбора всей подробной информации о субъектах государственных закупок, контроль за деятельностью которых возложен на данную службу (информация собирается о самих организациях-заказчиках, их контрактных службах или контрактных управляющих, функционирующих внутри заказчиков комиссиях по осуществлению закупок, а также об электронных торговых площадках и их операторах, где проводятся различные государственные и муниципальные закупки, и уполномоченных органах, которые берут на себя задачи по реализации особых видов закупок, и иных специализированных организаций);
  • право на проведение проверок планового и внепланового типов, которые могут быть проведены не чаще, чем один раз в шесть месяцев, на основании специально утвержденного графика или на основании поступившей жалобы о нарушениях действующего законодательства по защите конкуренции и различных субъектов рынка;
  • инициация проведения административных процедур и итоговое рассмотрение возбужденных дел с целью выявления нарушений норм законодательства в антимонопольной сфере;
  • формирование предписаний на устранение выявленных нарушений в том случае, если такие нарушения были выявлены, и отсутствие их устранения может повлечь за собой существенное нарушение конкуренции в том или ином секторе рынка;
  • участие в проводимых заседаниях в различных судебных органах, в том числе в качестве обвиняющей стороны в случаях, если вынесенные самой службой предписания по каким-то причинам не исполняются;
  • работа с действующим законодательством, с точки зрения выявления недочетов в содержании его норм для последующего формирования специальных актов, направленных на устранение таких недочетов и возникающих в их следствие коллизий.

Мнение эксперта
Кузьмин Василий Станиславович
Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

В настоящее время таким закупочным периодом является один календарный год, но материалы могут быть запрошены и по предыдущим годам, если имеют место быть специальные длящиеся закупки.

Провести проверку государственного или муниципального заказчика по факту поступившей жалобы Федеральная антимонопольная служба может только в том случае, если был сформирован пакет веских оснований, а именно:

  • жалоба поступила от участника закупочной процедуры или закупочной деятельности со стороны потенциальных исполнителей контрактов и договоров, а ее предметом являются фактически нарушающие права таких участников действия или бездействие самого заказчика;
  • в адрес самой службы поступила информация о том, что имеются факты нарушения действующего законодательства в сфере закупок, и такие факты подтверждены документально либо с предоставлением специальных доказательств;
  • в рамках специального предписания об устранении выявленных нарушений имеются четко определенные сроки, которые истекли. В этом случае проверка будет иметь целью установить, были ли устранены такие нарушения или нет.

Реестр жалоб в ФАС по 44 ФЗ

Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность контрольного органа в сфере закупок (ФАС России и ее территориальные органы) вести реестр. Он представляет собой совокупность реестровых записей о поступивших в антимонопольный орган так называемых рекламациях различного рода (к примеру, на действия заказчика или на положения конкурсной документации). Вы также можете прочитать наши статьи о том, как составить такое обращении, и как его подать в ФАС.

Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ в электронном виде

При подаче жалобы следует учитывать, что она может касаться только одной закупки. Если вы хотите обжаловать действия заказчика или содержание в нескольких размещениях, то документы относительно каждого нужно составлять отдельно.

Заявителю и лицу, в отношении которого подается жалоба, направляется уведомление о месте и времени ее рассмотрения, а также требование предоставить дополнительные документы, если это необходимо. Рассмотрение жалобы осуществляется не позднее чем через 5 дней после принятия жалобы при личном присутствии сторон или уполномоченных лиц. Во время заседания стороны имеют права приводить дополнительные доводы, а также соглашаться или не соглашаться с доводами, приведенными другой стороной.

Как подать жалобу на заказчика по 223 ФЗ

Обжаловать можно не только действия или бездействия заказчика, но и закупочные комиссии и операторов ЭТП. Случаи, когда можно прибегнуть к таким мерам, описаны в ч. 10 ст. 3 № 223 ФЗ, а именно:

  1. Проведение торгов с нарушениями либо положения о закупках.
  2. Нарушение сроков публикации в ЕИС документации, положения, сведений о контрактах и т. д.
  3. Установление неправомерных требований к участникам тендера.
  4. Проведение закупок без опубликованного в ЕИС положения либо без применения норм 44 ФЗ (ч. 8.1 ст. 3, ч. 5.1 ст. 8).
  5. Отсутствие в ЕИС сведений о закупках, осуществляемых в обязательном порядке у СМП.
  6. Нарушение норм оператором ЭТП.
Это важно знать:  Жалоба уполномоченному по правам человека: образец 2020 года

В ч. 13 ст. 3 сказано, что контрольный орган рассматривает споры только в пределах доводов, которые в них указаны. А в ч. 17 и 20 ст. 18.1 № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган может принимать решения и относительно других выявленных нарушений (Письмо от 23.01.2018 № ИА/3655/18).

Кто может обжаловать в ФАС действия заказчика по 223 ФЗ

Кто же вправе обращаться в контрольный орган? До окончания подачи заявок сделать это может любой участник конкурентной процедуры. После окончания срока приема заявок такая возможность будет только у тех, кто подал предложение (ч. 10, 11 ст. 3). Обратиться в антимонопольный орган может и корпорация по развитию малого и среднего бизнеса, органы исполнительной власти субъектов РФ и их организаций.

Сколько времени есть на подачу

Сроки подачи жалобы в ФАС по 223 ФЗ:

  • 3 месяца с даты признания торгов несостоявшимися либо для закупок, по итогам которых не заключили договор;
  • 10 дней в остальных случаях.

Нужно считать срок подачи жалобы в ФАС по 223 ФЗ с момента протокола подведения итогов или с момента размещения информации о торгах в ЕИС.

Как составить обращение

В обжаловании указывают:

  1. Информацию о нарушителе.
  2. Данные заявителя.
  3. Сведения об обжалуемых торгах.
  4. Суть спора и аргументы.
  5. Список документов-приложений.

Подписать документ должен составитель либо его представитель. Во втором случае необходимо к документам приложить доверенность.

Вот образец жалобы в ФАС на действия заказчика по 223 ФЗ:

Куда отправлять

Отправить обращение можно как в центральное отделение ФАС, так и в его региональные управления. Причем центральный аппарат принимает абсолютно все споры, а потом, по своему усмотрению, может направить их на рассмотрение в региональный отдел. Подробнее о том, как проходит обжалование по закону о закупках, написали в статье «ФАС разъяснила, как будет рассматривать жалобы по 223 ФЗ».

Способы подать обжалование

Отправить оформленные документы можно разными способами:

Если задаетесь вопросом, как подать жалобу в ФАС по 223 ФЗ в электронном виде, то учитывайте положения 63 ФЗ об электронной подписи. Только подписанный электронной подписью документ может считаться аналогичным бумажному. Поэтому перед отправкой не забудьте подписать документ.

Как составить жалобу в ФАС на действия заказчика по 223 ФЗ?

Главная » Документы » Жалобы » Как составить жалобу в ФАС на действия заказчика по 223 ФЗ?

Как подать заявление

Обращение должно быть отправлено в территориальное отделение ведомства. Если местное отделение не предпринимает никаких действий, стоит обратиться в центральное.

По месту назначения документ может быть отправлен несколькими способами:

  • письменная жалоба. Чтобы узнать адрес отправки, необходимо зайти на официальный интернет-портал ведомства, в раздел под названием «Территориальные органы». В том случае, если к письму необходимо приложить документы, доказывающие факт нарушения, опись вложений должна присутствовать в конверте. Отправка жалобы должна осуществляться в виде заказного письма с уведомлением;
  • электронная форма жалобы. Обращение может быть отправлено по электронной почте. Объем файла не должен превышать 8 Мб.

Необходимо зайти на сайт и заполнить специальную форму.

Сделать это несложно:

  • выбираете соответствующий регион;
  • прилагаете необходимый файл объемом не менее 2 Мб (при желании и необходимости);
  • получаете уведомление о получении, когда письмо будет доставлено по месту назначения;
  • в уведомлении будет находиться номер, по которому можно отслеживать отправленное обращение.

Отправление жалобы через Госуслуги

Данным способом могут воспользоваться только те пользователи, которые зарегистрированы на сайте. Отправка обращения производится в электронной форме.

Проведение торгов останавливается антимонопольной службой до тех пор, пока не будет вынесено решение по жалобе.

Посмотрите видео. Жалоба в ФАС — причины и последствия обращения:

Как написать заявление в электронном виде

Для отправки заявления в электронном виде необходимо заполнить специальную форму.

Важно! Потребуется выполнить следующие действия:

  • выбрать тематику обращения из представленного списка;
  • указать фамилию, имя, отчество;
  • назвать желаемый вариант ответа (почтовый либо электронный адрес);
  • найти адресата и изложить суть жалобы. Важно указать все факты и обстоятельства, которые могут иметь значение при рассмотрении сообщения.

Перед отправкой формы потребуется подтвердить согласие для обработки персональных данных.

Мнение эксперта
Кузьмин Василий Станиславович
Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Совет: в форме обращения текст не может содержать боле 1000 символов, поэтому будет целесообразно написать жалобу в текстовом документе и добавить его при отправке. Документы, являющиеся доказательством нарушения, сканируются и отправляются в виде скан-копий.

Основания для жалобы

Участник процесса закупок может составить жалобу на действия заказчика в следующих случаях:

  • отказ от заявок;
  • сокрытие или неправильные данные информации о закупках;
  • ограничение конкуренции;
  • выдвижение требований, не соответствующих нормативно-правовым актам.

Сроки подачи и рассмотрения документов

Все обращения граждан (независимо от способа отправки) обязательно регистрируются. После регистрации они передаются в соответствующие подразделения для подготовки ответа. Для получения информации о входящем номере жалобы можно позвонить в общественную приемную или зайти в раздел «Личный кабинет».

На регистрацию обращения, полученного в письменном виде, уходит до 3-х дней.

Если вынесение решения по вопросу, представленному в жалобе, не входит в компетенцию ФАС, документ отправляется в соответствующее подразделение. Время отправки варьируется от 3-х до 7 дней. О причине и факте регистрации заявитель будет обязательно уведомлен.

Важно! Поступившее обращение рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации. Срок рассмотрения может быть продлен еще на месяц в том случае, если для вынесения решения необходимо сделать запрос по материалам или документам в другие государственные органы. Отправитель должен быть уведомлен о факте продления.

Расторжение контракта по соглашению сторон по 44-фз

Как составить жалобу в ФАС на недобросовестную конкуренцию, читайте тут.

В каких случаях могут отказать в рассмотрении

Отказать заявителю в рассмотрении обращения могут в следующих случаях:

  • в жалобе представлены не все сведения: отсутствует ФИО обратившегося лица и адрес для отправления ответа;
  • на обращение уже даны письменные ответы;
  • текст нечитабелен: написан заглавными буквами, отсутствуют знаки препинания и т. д;
  • в жалобе присутствуют оскорбления в адрес сотрудника ФАС;
  • ответ не может быть дан без разглашения данных, являющихся государственной тайной.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Процедура рассмотрения жалобы по существу

При рассмотрении жалобы ведомством должны быть выполнены следующие действия:

  • своевременное изучение обстоятельств нарушения прав гражданина;
  • принятие мер по восстановлению прав и свобод, которые были нарушены;
  • запросить дополнительные документы в государственных органах (если необходимо);
  • направить письменный ответ на поступившее обращение.

Решение или бездействие ФАС обжалуют в судебном или досудебном порядке. Заявление в арбитражный суд подается в течение 3-х месяцев с момента получения ответа.

Посмотрите видео. Как защитить интересы поставщика в ФАС:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

Москва, Московская область

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Образец жалобы по 223-ФЗ

Управление федеральной антимонопольной службы РФ по региону

Телефон/факс: _______________________ E-mail: _____________________________

ЖАЛОБА

на действия Заказчика по 223-ФЗ

«__»_____ 20__ г. ____________________ было размещено Извещение (Закупка №____________) о проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг ___________________________________ в ЕИС в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru.).

Заказчиком выступило ______________________________ (далее — Государственный заказчик) (Почтовый адрес: _________________, Адрес места нахождения: _____________, ИННКПП ___________/____________, ОГРН______________, Контактное лицо ____________, Электронная почта___________, Телефон __________, Факс _____________).

Согласно информации, размещенной на электронной площадке срок предоставления документации: с «___»______ 20__ г. по «___»_______ 20__ г.

Следуя требованиям Федерального закона № 223-ФЗ, _______________, с соблюдением сроков, указанных в сведениях о закупке извещении, прошло аккредитацию на электронной площадке и подало заявку на участие в указанной закупке.

«___»_______ 20 __ г. на электронной площадке был опубликован протокол № 1 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом запросе цен в электронной форме на право заключения договора оказания услуг согласно которому комиссией принято решение в отношении _______________ — отказать в допуске к участию в открытом запросе цен в электронной форме в связи с _____________________________ (Пояснения: ________________________________________________________________________________).

Состав комиссии: Председатель комиссии: _______________________; Заместитель председателя комиссии: _______________________; Члены комиссии: ______________.

Указанные в протоколе обстоятельства не соответствуют действительности, ввиду_____________________________________________________________________________________.

Действия Заказчика по отказу в допуске к участию в открытом запросе цен в электронной форме __________________ неправомерны.

Если бы _____________________ было допущено к участию в закупке, то стало бы ее победителем, поскольку цена, предложенная ___________________ (_____________ рублей) была меньше, чем цена второго участника (_____________ рублей), который неправомерно стал победителем торгов.

Таким образом, действия Заказчика привели к ограничению конкуренции, искусственно создали условия для победы _______________в указанной выше закупке.

Заказчиком нарушены требования ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в соответствии с которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Также Заказчиком нарушен пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, так как, ограничив ему доступ к проводимым торгам, создав другому участнику преимущественное положение, в итоге организатор закупок создал для __________________ препятствия в целом к доступу на рынок услуг __________________________________.

Мнение эксперта
Кузьмин Василий Станиславович
Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Согласно ч. 4.2 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями действующего законодательства РФ,

  1. Провести проверку по изложенным в жалобе фактам нарушения антимонопольного законодательства и законодательства в сфере защиты конкуренции и о противодействии коррупции, при размещении закупки № _________________________;
  2. аннулировать результаты закупки и всех протоколов;
  3. обязать Заказчика повторно рассмотреть и оценить заявки на участие в открытом запросе цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг __________________________.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Извещение о проведении электронного аукциона;
  2. протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе;
  3. первая часть заявки ООО «______________»;
  4. скриншот, подтверждающий отправку заявки ООО «_______»;
  5. решение о назначении генерального директора ООО «________»;
  6. выписка из ЕГРЮЛ.

Когда можно подать жалобу в ФАС на госзаказчика по 223-ФЗ, каковы порядок и сроки рассмотрения обращения?

Региональные и местные отделы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) принимают и рассматривают жалобы, связанные с нарушением принципов свободной конкуренции в закупках, включая сопутствующие нарушения закупочного законодательства, уголовных и административных правовых норм в закупках.

В каких случаях нужно обращаться в ФАС

Наиболее частая причина для обращения в ФАС – незаконное предоставление заказчиком преимущества одним участникам закупок перед другими, что выражается в необъективной оценке заявок на участие или немотивированном отклонении ряда заявок, соответствующих требованиям закупочной документации.

Основаниями для подачи жалобы в ФАС на заказчика по 223-ФЗ являются:

  • необоснованный отказ от приема заявки участника;
  • требование от участника дополнительных документов, не предусмотренных законом 223-ФЗ;
  • нарушение сроков проведения закупочных процедур;
  • если уведомление о предстоящей публичной закупке не было размещено должным образом;
  • недостаточное или некорректное обоснование выбора исполнителя;
  • нарушение правил формирования закупочной комиссии.

Завышенные требования к заявкам и выборочный отказ от регистрации участников могут являться косвенными признаками ограничения конкуренции в целях обеспечения победы определенному участнику, аффилированному с ответственными сотрудниками заказчика. При этом нарушение порядка публикации извещения о закупке, в том числе сокращение сроков публикации, ставит потенциальных исполнителей в неравное положение.

Порядок действий

Жалобу в ФАС по 223-ФЗ могут подавать непосредственные участники закупок, общественные некоммерческие организации, уставной целью которых является контроль закупок, объединения юрлиц, а также любые иные лица, прямо или косвенно пострадавшие от действий заказчика.

Подача жалобы осуществляется следующим образом:

  1. Заявитель собирает документы и доказательства.
  2. Составляется текст жалобы и направляется в ФАС.
  3. ФАС вносит жалобу в реестр и назначает дату проверки.
  4. По итогам проверки выносится предписание.

В жалобе должна быть следующая информация:

  • сведения о заявителе;
  • реквизиты заказчика;
  • номер закупки и дата отборочной процедуры;
  • описание обстоятельств нарушения;
  • перечень доказательств;
  • список прилагаемых документов;
  • дата и подпись.

Если жалоба возвращена заявителю, ее необходимо доработать в соответствии со списком недочетов, выданным ФАС, после чего направить обращение заново.

Документы

Комплектность заявления включает, помимо самой жалобы, следующие документы:

  • копию заявки на участие в закупке;
  • справку о регистрации заявки и квитанцию о внесении обеспечения;
  • документ о наличии полномочий на действия от имени участника закупок;
  • документы, подтверждающие изложенные в жалобе факты.

Если в действиях заказчика подозревается преступный умысел, то в качестве доказательств незаконных действий могут выступать внутренние приказы заказчика, протоколы рассмотрения заявок, а также выписки из закупочной документации.

Сроки обращения

Подача жалобы допускается в течение 10 дней после подписания протокола об итогах закупочной процедуры, в которой были допущены описанные в жалобе нарушения.

В течение трех рабочих дней после подачи жалобы орган ФАС принимает решение о приеме жалобы к рассмотрению или возврате заявителю. Рассмотрение должно быть инициировано не позднее, чем через 7 дней после регистрации приема обращения, но при необходимости запроса дополнительных сведений такой срок может быть продлен ещё на 7 дней (ч. 14-14.1 ст. 18.1 закона «О защите конкуренции»).

Подача жалобы через интернет

Для подачи жалобы в электронном виде необходимо:

  1. Зайти на сайт ФАС.
  2. Кликнуть на кнопку «Написать в ФАС» вверху справа.
  3. Прочитать условия подачи жалобы.
  4. Нажать внизу страницы кнопку «Написать письмо».
  5. Выбрать регион и ввести ФИО.
  6. Нажать кнопку «Направить письмо».

Для отправки жалобы потребуется создание личного кабинета на сайте ФАС: для этого на последнем этапе заявителю будет предложено ввести адрес электронной почты и придумать пароль.

Подача жалобы заказчику

У большинства крупных заказчиков существуют внутренние службы для рассмотрения жалоб от участников закупок – такие службы позволяют заказчику самостоятельно устранить нарушения, допущенные сотрудниками, и избежать направления жалобы в ФАС и последующих выездных проверок.

Итогом подачи жалобы заказчику являются:

  • устранение нарушений и решение проблемы;
  • направление письменной реакции заявителю.

При отказе или неспособности заказчика решить проблему письменный ответ на жалобу подлежит прикреплению к жалобе в ФАС и является основанием для подачи заявления в суд, так как доказывает попытки заявителя урегулировать ситуацию в досудебном порядке.

Мнение эксперта
Кузьмин Василий Станиславович
Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Если же заказчик подозревается в умышленном ограничении конкуренции, то подавать жалобу нужно в ФАС и в прокуратуру, не информируя заказчика, чтобы он не принимал меры по сокрытию вещественных доказательств, затрудняя тем самым будущую проверку.

Рассмотрение обращения

Рассмотрение жалобы по существу включает следующие шаги:

  1. ФАС приостанавливает закупочную процедуру и назначает внеплановую проверку.
  2. Заказчик информирует всех участников закупок о подаче жалобы.
  3. Текст жалобы размещается в ЕИС.
  4. Выездная комиссия ФАС организует проверку заказчика.
  5. По итогам проверки составляется акт.
  6. При наличии нарушений выносится предписание.
  7. Текст предписания размещается в реестре жалоб ФАС на портале закупок.

При проверке комиссия ФАС может запрашивать у заказчика документацию о закупке и документы бухгалтерской отчетности, опрашивать сотрудников и анализировать внутренние нормативные акты заказчика.

Если заказчик не согласен с содержанием жалобы, он может направить в ФАС письменное возражение, аргументированно указав в тексте на необоснованность обвинений. Прием возражений от заказчиков прекращается за 2 рабочих дня до назначенной даты проверки.

ФАС принимает решение по жалобе, основываясь на нормах закупочного законодательства и принимая во внимание возражения заказчика и результаты проведенной проверки.

Как ФАС рассматривает жалобы на заказчика по 223-ФЗ

    On 05.03.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Контроль закупок, Статьи, ФАС

Участник закупки по 223-ФЗ посчитал свои права нарушенными и обратился с жалобой в ФАС в соответствии со статьей 18.1 закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Что происходит дальше? Как антимонопольная служба рассматривает обращение и принимает решение? Об этом расскажем в нашей сегодняшней статье.

ФАС рассматривает жалобы в три этапа:

  1. Предварительное рассмотрение.
  2. Рассмотрение по существу.
  3. Оформление решения.

Этап 1: Предварительное рассмотрение жалобы

Предварительное рассмотрение — наиболее длительный этап. На нем проводится предварительный анализ доводов жалобы. В процессе рассмотрения орган ФАС должен проверить:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Статус заказчика.
  2. Объект закупки.
  3. Статус заявителя.
  4. Документальный состав жалобы и соответствие сроков обращения.
  5. Подведомственность.

Статус заказчика

Под этим подразумевается ответ на вопрос: Является ли организация, на которую подана жалоба, заказчиком по 223-ФЗ? В структурах крупных отраслеобразующих организаций существует много зависимых лиц, которые не обязаны закупаться по этому закону. Но головная компания может установить для них обязанность проводить закупки по стандартам, схожим с 223-ФЗ. Это делается для унификации закупочной деятельности всейкорпорации или холдинга.

При этом такие структуры могут применять определенные нормы Положения о закупке материнской компании, пусть и в «облегченном» варианте. В целом их закупка может весьма напоминать процедуру по 223-ФЗ, хотя таковой не является. И неискушенному поставщику крайне сложно заметить эту разницу.

Еще одна проблема, связанная с определением статуса заказчика, вызвана наличием двойного регулирования. В частности, речь о бюджетных учреждениях и унитарных предприятиях — они проводят часть закупок по 223-ФЗ, а часть — по 44-ФЗ. И поставщикам не всегда удается правильно определить закон, в соответствии с которым проводится конкретная процедура.

Объект жалобы

Следующее, что предстоит определить, — относится ли объект закупки к сфере регулирования законом 223-ФЗ. В нем есть исключения, то есть отдельные правоотношения, на которые он не распространяется. И если организация, которая в принципе является заказчиком по 223-ФЗ, реализует в процедуре именно эти правоотношения, то такая закупка не попадает под регулирование этим законом. Соответственно, она не может быть обжалована в ФАС в установленном порядке.

Статус заявителя

Далее ФАС поинтересуется, было ли право у заявителя подать жалобу на конкретном этапе проведения процедуры. По мнению ФАС и сложившейся практике, которая недавно была закреплена в законе, жаловаться в зависимости от этапа процедуры могут:

  • до момента окончания приема заявок — любые лица;
  • после этого — только лица, подавшие заявки.

Комплектность и сроки

На этом этапе жалоба будет проверена на предмет того, правильно ли она «собрана» по форме, а также не нарушен ли срок ее подачи

. В статье 18.1 закона 135-ФЗ приводится перечень требований, которые предъявляются к жалобе. Если она не будет соответствовать какому-либо из них, ФАС ее вернет.

Обращение должно быть подписано уполномоченным лицом. Кроме того, полномочия этого лица должны быть подтверждены документально. На самом деле этот момент иногда упускают и заявители, и сама ФАС. Поэтому заказчику, на которого подали жалобу, рекомендуется перепроверить:

  • подписана ли она;
  • совпадают ли реквизиты лица, подписавшего жалобу, с теми, которые указаны в ее тексте.

Как ни странно, но в практике ФАС нередки случаи, когда подаются неподписанные либо подписанные не уполномоченным лицом жалобы. Особенно это актуально для обращений, поданных посредством электронного документооборота. Если выяснится, что жалоба не подписана, к рассмотрению ее могут и вовсе не принять.

Если обращение соответствует всем требованиям, онобудет принято к рассмотрению антимонопольной службой. Если же нет, его вернут заявителю на доработку.

Подведомственность

Далее будет определено, какой именно территориальный орган ФАС будет рассматривать жалобу, если она подана в Центральный аппарат (ЦА) ФАС России. Подведомственность в данном вопросе законом не установлена, однако в службе существует негласный регламент, в соответствии с которым проводится распределение жалоб.

Как правило, в самом ЦА ФАС рассматриваются такие жалобы:

  • на закупки стоимостью более 1 млрд рублей;
  • на операторов торгов (электронные торговые площадки);
  • на крупных заказчиков — госкомпании и корпорации, головные предприятия холдингов.

Однако теоретический Центральный аппарат может оставить себе на рассмотрение и любую другую жалобу.

Все прочее, что не заинтересовало ЦА ФАС, в том числе обращения в отношении обычных заказчиков, передается в территориальные органы. Здесь действует логичный принцип — жалоба на заказчика передается в то управление, на территории которого он находится

Например, жалобы на Газпром, Роснефть, РЖД, Ростелеком и подобных крупных заказчиков будут, скорее всего, рассматривать в Центральном аппарате. А вот жалобу на их дочерние и зависимые структуры ЦА передаст в соответствующее региональное Управление ФАС.

В структуру ФАС входит 85 территориальных органов. В части рассмотрения жалоб они действуют самостоятельно, и зачастую по схожим вопросам разные УФАС принимают противоположные решения. При этом Центральный аппарат не имеет полномочий эти решения пересматривать — он может лишь обобщать выводы территориальных органов, вырабатывать общие подходы и давать рекомендации. Таким образом, изучая практику ФАС по какому-либо нарушению, целесообразно опираться на решения того УФАС, которое будет рассматривать конкретную жалобу.

Этап 2: Рассмотрение по существу

Рассмотрение по существу — именно та часть, на которую приглашаются представители сторон для прений. Этот этап представляет собой классическое заседание, очень похожее на судебное. Процесс подразделяется на несколько стадий.

Открытие заседания и проверка полномочий

Крайне важно, чтобы представители заказчика и заявителя обладали подтвержденными документально правами действовать от имени своих организаций. Поэтому перед тем как отправлять в орган ФАС, рекомендуется удостовериться:

  • что срок доверенности не истек;
  • что она подтверждает полномочия представлять интересы заказчика при рассмотрении жалобы;
  • что наименование органа ФАС, в котором проходит заседание, указано правильно (например, «Московский ФАС России» — неверное название, «УФАС по г. Москве» — верное);
  • что представитель стороны направляется в орган ФАС по верному адресу (например, только в Москве таких адресов минимум три).

Если полномочия представителя заказчика (или поставщика) не будут подтверждены, комиссия может не дать ему права высказаться. Либо его все же заслушают, но ответы к материалам рассмотрения жалобы не приобщат.

Выступление сторон

Сначала комиссия заслушает заявителя — он должен изложит доводы, послужившие причиной обращения в ФАС. Затем слово будет предоставлено заказчику. Дадут высказаться и иным заинтересованным лицам, если таковые присутствуют на заседании.

Мнение эксперта
Кузьмин Василий Станиславович
Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

По ходу выступления члены комиссии могут задавать представителям сторон различные вопросы, ответы на которые необходимы для принятия решения.

Изучения материалов дела

Когда вся необходимая информация получена, комиссия ФАС приступает к ее изучению. Совещание проводится без участия сторон. В итоге комиссия приходит к выводу об обоснованности либо необоснованности жалобы. Если чиновники решат, что жалоба обоснована, будет вынесено предписание по устранению нарушений.

Оглашение решения

На этой стадии комиссия доводит до сведения сторон принятое ею решение, а также предписание, если оно вынесено. Речь идет о резолютивной части решения, — мотивировочная будет оформлена позже.

Помимо решения и предписания, оглашается порядок обжалования. Также можно задавать вопросы по поводу резолютивной части — как правило, комиссия без проблем дает пояснения и комментарии.

Этап 3: Оформление решения

Это заключительный и, в общем-то, формальный этап процесса рассмотрения жалобы ФАС. Решение, которое было принято на заседании комиссии, подробно «расписывается». На это антимонопольному органу отводится 3 дня.

Важно знать, что решения и предписания ФАС вступают в силу с момента их оглашения. Если в предписании все понятно и нет возражений — приступать к его исполнению нужно сразу же. То есть для начала исполнения предписания заказчику не нужно дожидаться получения мотивировочной части решения.

Из полного текста решения стороны смогут понять логику рассуждений комиссии ФАС при рассмотрении жалобы, доводы, которые были приняты во внимание и так далее. Это может быть полезно для дальнейшего обжалования этого решения.

Кто и на кого может подать жалобу

Фигурантом жалобы в рамках 223-ФЗ может стать заказчик, его закупочная комиссия либо электронная площадка. Обращаться с жалобой нужно в УФАС того региона, где зарегистрирован заказчик. Если стоимость закупки превышает 1 млрд рублей, следует жаловаться в центральный аппарат ФАС.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Если заявки еще принимаются, любое заинтересованное лицо.
  2. Если прием заявок окончен — только тот, кто подал заявку.

При этом суды по-разному смотрят на то, кто имеет право на обжалование. В одних регионах считается, что жалобы на содержание документов могут подавать все. Судьи же в других субъекта придерживаются мнения, что не подавшие заявку лица могут обжаловать только нарушения, которые связаны с публикацией информации о проведении торгов либо с процессом подачи заявок. А вот на содержание документации жаловаться они не могут. Хотя такой вывод кажется странным, ведь именно нарушения в закупочных документах могут сделать невозможной подачу заявки.

Если так произошло, следует запросить разъяснение у заказчика. Если его разъяснения не устраивают, тогда можно жаловаться в ФАС, в том числе и на то, что заказчик не дал ответа по существу.

Важно учитывать следующие моменты:

  1. Жаловаться можно только на те действия или бездействие, которые нарушают права заявителя жалобы.
  2. В закупке, где есть несколько лотов, действует такое правило: можно жаловаться только на нарушения, связанные с лотом, в котором участвовал заявитель.

На что жалуетесь?

Список нарушений, на который можно пожаловаться в ФАС в рамках процедуры по 223-ФЗ, не очень большой. Можно пожаловаться, если заказчик:

  1. Не разместил в ЕИС вовремя Положение о закупке или изменения в него.
  2. Не разместил в системе сведения о закупке, о заключенном договоре или нарушил сроки публикации.
  3. Не включил закупку в план-график, но провел ее.
  4. Предъявил лишние требования к участникам торгов — те, которые не были предусмотрены Положением.
  5. Не разместил отчет об объеме закупок у МСП.

Что еще нужно знать перед подачей жалобы:

  • нарушение должно укладываться в указанные выше основания, иначе подавать жалобу бесполезно — ее вернут без рассмотрения;
  • если заказчик нарушил антимонопольное законодательство (закон 135-ФЗ), то жалоба на него также подается в ФАС, однако процедуру рассмотрения более длительная;
  • в обращении нужно указать все нарушения, которые были замечены.

Последнее правило связано с тем, что ФАС будет рассматривать только те нарушения, которые указаны в жалобе. Если же во время проверки выявятся дополнительные нарушения, их рассматривать не буду, поскольку их нет в жалобе.

Автор статьи
Кузьмин Василий Станиславович
Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.
Следующая
РоспотребнадзорЖалоба в Роспотребнадзор на шум: образец 2020 года

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector