Срок рассмотрения жалобы в налоговой инспекции

1. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

1.1. При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

3. Вступившее в силу решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков и не обжалованное в апелляционном порядке, может быть обжаловано ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такая жалоба может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Комментарий к Ст. 139 НК РФ

В соответствии с п. 1 ст. 139 НК РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

При установлении подразделением досудебного урегулирования налоговых споров указанных в п. 1 ст. 139.3 НК РФ обстоятельств информация о наличии таких обстоятельств сообщается вышестоящему налоговому органу в сопроводительном письме одновременно с направлением жалобы (апелляционной жалобы) со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган в срок, установленный Налоговым кодексом РФ.

Подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа направляет заключение по жалобе (апелляционной жалобе) и копии дополнительных документов, подтверждающих позицию налогового органа, в вышестоящий налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы от заявителя или вышестоящего налогового органа.

Заключение по жалобе, направляемое в вышестоящий налоговый орган, должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению, с указанием писем ФНС России, письменных разъяснений Минфина России и судебной практики по данному вопросу (при наличии).

Заключение по жалобе нижестоящего налогового органа должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Мнение эксперта
Захаров Виктор Юрьевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Признанный эксперт права.

При подготовке заключения по жалобе подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа при необходимости запрашивает заключение по ней у иных структурных подразделений налогового органа.

При подготовке проекта решения по жалобе подразделение досудебного урегулирования налоговых споров вышестоящего налогового органа при необходимости запрашивает заключение по ней у иных структурных подразделений налогового органа.

Заключение структурного подразделения налогового органа по жалобе представляется в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения запроса или в иной срок, согласованный с руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, координирующим деятельность подразделения досудебного урегулирования налоговых споров.

При наличии указанных в п. 1 ст. 139 НК РФ обстоятельств для оставления жалобы без рассмотрения нижестоящим налоговым органом при направлении жалобы в вышестоящий налоговый орган представляется позиция по данным обстоятельствам; заключение по существу жалобы не направляется. При необходимости вышестоящим налоговым органом может быть запрошено заключение нижестоящего налогового органа по всем доводам, изложенным в жалобе.

В случае если при рассмотрении жалобы вышестоящим налоговым органом установлено, что нижестоящий налоговый орган с заключением по жалобе представил не все документы, подтверждающие позицию нижестоящего налогового органа по каждому доводу заявителя, такие документы вышестоящий налоговый орган вправе запросить по СЭД в процессе рассмотрения жалобы. Запрошенные вышестоящим налоговым органом документы должны быть представлены в установленный им срок.

При получении вышестоящим налоговым органом жалобы, подлежащей рассмотрению этим органом, от лица, ее подавшего, подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее копию со всеми материалами в нижестоящий налоговый орган с запросом о представлении заключения, в том числе информации о наличии обстоятельств для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения (п. 2 Письма ФНС России от 26 декабря 2013 г. N СА-4-9/23437@ «Рекомендации о порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений»).

В п. 2 ст. 139 НК РФ установлены сроки для обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган и в ФНС России.

Так, жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ, в течение 1 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение 1 года со дня вынесения обжалуемого решения.

Таким образом, в данном случае установлен специальный срок исковой давности. Исходя из п. 1 ст. 197 Гражданского кодекса следует, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более продолжительные по сравнению с общим сроком исковой давности. В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет 3 года. В соответствии же с абз. 2 п. 2 ст. 139 НК срок для подачи жалобы установлен в размере 1 года, а в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 139 НК срок для обращения с жалобой в ФНС России составляет 3 месяца.

Так, в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ жалоба в ФНС России может быть подана в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Как обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган с 2020 года

  • форму жалобы (апелляционной жалобы);
  • порядок ее заполнения;
  • электронный формат;
  • правила подачи жалобы (апелляционной жалобы);
  • порядок направления решений (извещения) по ним в электронной форме.

Этот документ закрепляет правила подачи юрлицами и ИП жалоб (апелляционных жалоб) в электронной форме именно по ТКС. Он действует с 30 апреля 2020 года.

Это важно знать:  Срок исковой давности по договору займа

Что можно обжаловать

Организации и ИТ теперь могут использовать утвержденные форматы при направлении жалоб в вышестоящие налоговые органы через ИФНС (п. 1 и 2 ст. 139.2 НК РФ) на:

  • ненормативные решения инспекций;
  • действия (бездействие) их должностных лиц.

Порядок их обжалования регламентирует гл. 19 Налогового кодекса РФ.

Требования к жалобе

Отправленная по ТКС жалоба должна быть подписана усиленной квалификационной подписью подающего жалобу и направлена через оператора электронного документооборота.

В ответ налоговый орган сообщит по ТКС:

  • время и место ее рассмотрения;
  • информацию о приостановлении или об отказе в приостановлении исполнения решения ИФНС;
  • сведения о продлении срока рассмотрения жалобы;
  • решение по ней.

Кто может подать

Направить жалобу может:

  • налогоплательщик;
  • плательщикам сборов;
  • плательщик страховых взносов;
  • налоговый агент;
  • их представителями.

Какие документы участвуют

Мнение эксперта
Захаров Виктор Юрьевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Признанный эксперт права.

В процессе электронного документооборота при представлении в налоговый орган жалобы и направлении решения (извещения) по ней по ТКС также участвуют следующие технологические электронные документы:

  1. подтверждение даты отправки электронного документа;
  2. квитанция о приеме;
  3. уведомление об отказе в приеме;
  4. извещение о получении (формируется автоматически программным обеспечением получателя для последующей передачи отправителю на каждый документ и технологический электронный документ из указанных выше);
  5. информационное сообщение о представителе в налоговых отношениях.

Сколько хранить документы

Все электронные документы с усиленной квалифицированной подписью и квалифицированные сертификаты ключей её проверки, применявшиеся для формирования подписи в жалобах и технологических электронных документах нужно хранить в течение 5 лет с даты получения или отправки.

Как часто проверять

Участники информационного обмена (вы и ИФНС) не реже 1 раза в течение рабочего дня должны проверять поступление жалоб, решений (извещения) по ним и технологических электронных документов.

Технические требования

Направление и получение жалобы, решения (извещения) по жалобе в электронной форме по ТКС допустимо при обязательном использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной подписи, позволяющих:

  • идентифицировать владельца ключа проверки;
  • установить отсутствие искажения информации в указанных документах.

При этом какие-либо специальные квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи не нужны.

Разумеется, направление жалобы и в ответ решения (извещения) по ней в электронной форме по ТКС происходит в зашифрованном виде.

Дата подачи

Датой представления жалобы в налоговый орган по ТКС считается день, зафиксированный в подтверждении даты отправки электронного документа, сформированном оператором электронного документооборота.

Дата принятия

Жалоба считается принятой налоговым органом, если подавшему её поступила квитанция о приеме электронного документа, подписанная усиленной квалифицированной подписью ИФНС.

Датой получения жалобы налоговым органом по ТКС считается дата, указанная в квитанции о приеме электронного документа.

Когда жалобу не примут

Жалоба не считается принятой в случае:

  • подачи в налоговый орган, не выносивший оспариваемых актов в отношении лица, нарушение прав которого обжалуется;
  • если жалоба не соответствует утвержденному формату;
  • отсутствия в жалобе усиленной квалифицированной подписи подавшего жалобу или несоответствия электронной подписи усиленной квалифицированной подписи лица, подавшего жалобу;
  • направление жалобы представителем без приложения информационного сообщения о представительстве в налоговых отношениях.

Когда решение по жалобе не дошло

Решение (извещение) по жалобе не считается принятым лицом, направившим жалобу, в случае:

  • отсутствия в решении (извещении) по жалобе усиленной квалифицированной подписи налогового органа;
  • несоответствия электронной подписи, которой подписано решение (извещение) по жалобе, усиленной квалифицированной подписи налогового органа.

Статья 139 НК РФ. Порядок и сроки подачи жалобы (действующая редакция)

1. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

1.1. При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

3. Вступившее в силу решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков и не обжалованное в апелляционном порядке, может быть обжаловано ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такая жалоба может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Налоги и Право

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган, с учетом существования специального и общего порядка обжалования решений, имеет свои особенности.

Обжалование данного вида решений производится в следующем порядке:

— обжалование решения после вступления его в силу.

Апелляционная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (п. 2 ст. 140 НК РФ):

1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

В случае если решение не было обжаловано в вышестоящем налоговом органе в апелляционном порядке, оно может быть обжаловано после вступления в силу этого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. НК РФ (п. 2 ст. 139 НК РФ) прямо не предусматривает восстановления пропущенного срока на подачу жалобы, даже если он пропущен по уважительной причине. В связи с этим во избежание споров необходимо, чтобы жалоба фактически поступила в налоговый орган до окончания этого срока.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

Мнение эксперта
Захаров Виктор Юрьевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Признанный эксперт права.

Если решение исполнено налоговым органом не было, лицу, подающему жалобу, необходимо заявить ходатайство о приостановлении исполнения этого решения[1].

Жалоба на решение, принятое в порядке установленном ст. 101.4 НК РФ, подается в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 НК РФ).

Следует отметить, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен.

Как определено п. 4 ст. 139 НК РФ, лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Это важно знать:  Срок кассационного обжалования по уголовному делу

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, последнее вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, последнее с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

В обоих случаях жалоба подается в письменном виде и подписанная заявителем или законным, уполномоченным представителем в вышестоящий налоговый орган. Никаких других требований к форме и содержанию жалобы в Налоговом кодексе не содержится. При этом в Информации ФНС России от 9 февраля 2011 г. «О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган» указаны сведения, которые необходимо указать в жалобе. К ним относятся:

— наименование налогового органа, в который подается жалоба (апелляционная жалоба), или должность, Ф.И.О. должностного лица, которому направляется жалоба;

— персональные данные заявителя: фамилия, имя и отчество, почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона;

— ИНН. Если физлицо не является индивидуальным предпринимателем, то оно вправе вместо ИНН указать свои персональные данные (Ф.И.О., дату и место рождения, пол, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, данные о гражданстве);

— наименование налогового органа, решение которого обжалуется;

— Ф.И.О. должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;

— требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

Мнение эксперта
Захаров Виктор Юрьевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Признанный эксперт права.

— обстоятельства, на которых основаны доводы, и подтверждающие их доказательства; суммы оспариваемых требований в разрезе (налога, вычета, в котором отказано, пеней, штрафа);

— расчет оспариваемой денежной суммы;

— перечень прилагаемых документов[2].

Вместе с жалобой могут быть представлены обосновывающие ее документы. Согласно Информационному сообщению ФНС РФ от 15.02.2011 к ней рекомендуется приложить:

— документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;

— расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;

— доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае, если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

Подписать жалобу может, помимо самого налогоплательщика, его законный или уполномоченный представитель. При несоблюдении требований о подтверждении полномочий представителя в рассмотрении жалобы может быть отказано[3].

Согласно п. 1 ст. 141 НК РФ подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.

Такие случаи предусмотрены п. 4 ст. 101.2, п. 3 ст. 138, п. 2 ст. 141 НК РФ:

— исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены решением вышестоящего налогового органа по ходатайству (заявлению) налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента);

— налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу по собственной инициативе, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия, если имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Таким образом, лицу, обжалующему решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части снижения размера налоговой санкции, необходимо воспользоваться данным положением, так как если размер налоговой санкции по результатам обжалования снизится, а штраф взыскан налоговым органом в полной сумме, для возврата денежных сумм необходимо будет подавать дополнительные заявления в налоговый орган[4].

Обратите внимание!

Налогоплательщику необходимо учитывать, что пени по доначисленным в результате проверки налогам продолжают увеличиваться до тех пор, пока сумма недоимки не будет погашена. Причем независимо от того, вступило решение в силу или нет и было ли приостановлено его действие. В связи с этим актуальным является вопрос добровольного исполнения решения по результатам проверки до рассмотрения апелляционной жалобы. Решать этот вопрос следует с учетом оценки вероятности удовлетворения жалобы и готовности организации уплатить пени.

Ведь налогоплательщик вправе исполнить не вступившее в силу решение полностью или частично (п. 9 ст. 101 НК РФ). Например, можно уплатить только те суммы налогов, с начислением которых он согласен. При этом обжалование решения не влияет на возможность добровольно исполнить решение. И наоборот — погашение спорной недоимки не означает согласия и не препятствует обжалованию[5].

[1] Подача жалобы вышестоящему налоговому органу (О. Долгополов, «Российский бухгалтер», N 12, декабрь 2011 г.)

[2] Мичугина О.В. Досудебное обжалование налоговых споров // Практическая бухгалтерия. 2012. N 7. С. 46 — 48.

[3]  Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений — 2011 (под общ. ред. д.э.н. Васильева Ю.А.). — ООО «Издательский Дом «Аюдар Пресс», 2011 г.

[4]  Долгополов О.И. Снижаем налоговые штрафы инструкция для налогоплательщика. — ИД «ГроссМедиа» : РОСБУХ, 2012 г.

[5] Хоменко А.Н. Как в досудебном порядке обжаловать решение по итогам налоговой проверки // Российский налоговый курьер. 2012. N 7. С. 70 — 76.

Каждой жалобе положен свой срок рассмотрения

Не запутаться в сроках обжалования решений налоговых органов помогут рекомендации отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Тюменской области.

Специалисты напоминают, что сроки для обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц определены в зависимости от вида обжалуемого документа.

Возможны два варианта подачи налогоплательщиком жалобы:

  • на решение, не вступившее в законную силу, подается апелляционная жалоба в налоговый орган, вынесший решение, в течение 10 дней со дня вручения решения налогоплательщику (его представителю) (абзац 3 пункта 2 статьи 139 НК РФ);
  • на вступившее в силу решение налогового органа жалоба может быть подана в УФНС России по Тюменской области в течение года с момента вынесения налоговым органом решения (абзац 4 пункта 2 статьи 139 НК РФ).

Жалобы на действия (бездействие) должностных лиц или иной нормативный акт налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (абзац 1 пункта 2 статьи 139 НК РФ).

К иным ненормативным актам относятся решения о привлечении лица к ответственности или об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, выявленные не в ходе налоговой проверки, а по итогам иных мероприятий налогового контроля в рамках ст.101.4 НК РФ, а также, требования об уплате налога, пени, штрафа; налоговые уведомления, решения о зачете (возврате) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм иные документы, а также действия (бездействие) налогового органа и т.п.

В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине, он может быть восстановлен при документальном подтверждении причины пропуска, за исключением срока подачи апелляционной жалобы (абзац 2 пункта 2 статьи 139 НК РФ).

До принятия решения по жалобе налогоплательщик вправе жалобу отозвать. Для этого доста¬точно подать письменное заявление. Однако отзыв исключает возможность подать повторную жалобу по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (пункт 4 статьи 139 НК РФ).

Одновременно при подаче и рассмотрении жалобы можно подать ходатайство о приостановлении исполнения решения налоговым органом.

Руководитель вышестоящего налогового органа вправе принять решение о приостановлении исполнения обжалуемого ре¬шения полностью или частично. Однако для этого у него должны быть достаточные ос¬нования полагать, что указанное решение не соответствует законодательству РФ (пункт 2 статьи 141 НК РФ).

Решение по жалобе налоговый орган обязан принять в течение одного месяца со дня ее получения.
Этот срок может быть продлен решением руководителя налогового органа, ко¬торый рассматривает жалобу (его заместителем), еще на 15 рабочих дней (пункт 3 статьи 140 НК РФ).

Мнение эксперта
Захаров Виктор Юрьевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Признанный эксперт права.

Что касается обжалования вынесенных инспекциями постановлений по делам об административных правонарушениях, то срок подачи жалобы — десять суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 30.3 КоАП РФ).

Такая жалоба направляется в инспекцию, которой вынесено постановление по делу об административном правонарушении и которая обязана в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в УФНС России по Тюменской области, либо непосредственно в УФНС России по Тюменской области (подпункт 3 пункта 1 статьи 30.1 КоАП РФ).

Это важно знать:  Образец заявления о восстановлении срока исковой давности

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению должностным лицом УФНС России по Тюменской области в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела при участии лица, или законного представителя лица, в отношении которого вынесено постановление. Копия решения по жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается заявителю (пункт 1 статьи 30.5, пункт 2 статьи 30.8 КоАП РФ).

Жалоба на действия (бездействие) и решения Межрайонной ИФНС России по Тюменской области № 14, осуществляющей государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, подается вышестоящему должностному лицу инспекции или в УФНС России по Тюменской области.

Такая жалоба, подлежит рассмотрению должностным лицом, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Межрайонной ИФНС России по Тюменской области № 14 ее должностного лица в приеме документов у заявителя, или в исправлении допущенных опечаток и ошибок, либо в случае обжалования действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в нарушении установленного срока таких исправлений, — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации (глава 2.1. Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», раздел 5 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 22.06.2012 № 87н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»).

Комментарий к Ст. 139 Налогового кодекса

В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрен опосредованный порядок подачи жалобы: жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, вынесший обжалуемый ненормативный акт, совершивший обжалуемое действие (допустивший бездействие), который в течение трех дней со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

В соответствии с названными Рекомендациями жалоба поступает в подразделение документационного обеспечения налогового органа. Данное подразделение, получив резолюцию руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в срок не позднее дня, следующего за днем поступления жалобы, обеспечивает передачу жалобы в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров.

Подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы в налоговый орган определяет, имеются ли обстоятельства для оставления жалобы без рассмотрения. Основания для оставления вышестоящим налоговым органом жалобы без рассмотрения установлены п. 1 ст. 139.3 НК РФ (см. комментарий к указанной статье). Информация о наличии указанных обстоятельств сообщается вышестоящему налоговому органу в сопроводительном письме одновременно с направлением жалобы.

Жалоба должна быть направлена в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня ее поступления в налоговый орган, вынесший обжалуемый ненормативный акт, совершивший обжалуемое действие, допустивший обжалуемое бездействие. Данный трехдневный срок исчисляется в рабочих днях в соответствии с общими правилами исчисления сроков, установленными ст. 6.1 Налогового кодекса РФ.

В вышестоящий налоговый орган жалоба должна быть направлена вместе со всеми материалами. Состав направляемых вместе с жалобой материалов в Налоговом кодексе РФ не определен и должен устанавливаться с учетом специфики каждого конкретного дела. Полагаем, что в состав материалов должны входить документы, являвшиеся основанием для принятия обжалуемого ненормативного акта, совершения обжалуемого действия и сопровождавшие принятие указанных актов, совершение указанных действий (решения налогового органа, протоколы, уведомления, требования и пр.).

В названных выше Рекомендациях предусмотрена подготовка подразделением досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа заключения по жалобе. В нем должна быть обоснована позиция налогового органа по каждому доводу жалобы со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению, со ссылками на письма ФНС России, письменные разъяснения Минфина России и судебную практику. При необходимости подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа запрашивает заключение по жалобе у иных структурных подразделений налогового органа. Заключение по жалобе подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и вместе с копиями дополнительных документов, подтверждающих позицию налогового органа, направляется в вышестоящий налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы.

Заключение по жалобе нижестоящим налоговым органом не представляется, если налоговый орган установит наличие обстоятельств для оставления жалобы без рассмотрения. В этом случае нижестоящий налоговый орган представляет в вышестоящий налоговый орган позицию по данным обстоятельствам. В последующем при необходимости вышестоящий налоговый орган может запросить заключение нижестоящего налогового органа по всем доводам, изложенным в жалобе.

В Налоговом кодексе РФ не регламентированы последствия направления заинтересованным лицом жалобы непосредственно в вышестоящий налоговый орган. Подобное действие не является согласно п. 1 ст. 139.3 Налогового кодекса РФ основанием для оставления жалобы без рассмотрения, а возврат жалобы или отказ в принятии жалобы не предусмотрен Налоговым кодексом РФ.

В случае поступления жалобы от заявителя непосредственно в вышестоящий налоговый орган ФНС России рекомендует последнему в течение трех рабочих дней направить копию жалобы вместе со всеми материалами и с запросом о предоставлении заключения по жалобе и информации о наличии обстоятельств для оставления жалобы без рассмотрения в нижестоящий налоговый орган.

В пункте 2 комментируемой статьи определен срок подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. По общему правилу такой срок составляет один год со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Особенности исчисления срока подачи жалобы установлены в отношении вступивших в силу решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в привлечении к ответственности), которые не были обжалованы в апелляционном порядке. Срок на подачу жалобы в этом случае должен исчисляться со дня вынесения решения.

Аналогичные сроки и правила их исчисления определены применительно к обжалованию вступивших в силу решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков и не обжалованных в апелляционном порядке. Срок подачи жалобы на такие решения составляет один год и исчисляется со дня вынесения решения. Дополнительно в Налоговом кодексе РФ закреплено право на подачу жалобы не только ответственным участником консолидированной группы, но и иным участником группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Сокращенный срок подачи жалоб установлен применительно к обжалованию в ФНС России решений, принятых вышестоящим налоговым органом по жалобам (апелляционным жалобам). Срок на подачу жалобы в данном случае составляет три месяца и исчисляется со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). При подаче жалоб в ФНС России на иные ненормативные акты налоговых органов, действия и бездействие их должностных лиц действуют общие сроки обжалования.

Пропуск срока подачи жалобы свидетельствует о несоблюдении досудебного порядка обжалования и означает, что заинтересованное лицо утрачивает возможность дальнейшего судебного обжалования соответствующего ненормативного акта налогового органа, действий или бездействия их должностных лиц (п. 66 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Одновременно Пленум ВАС РФ отметил, что, если поданная с нарушением сроков жалоба была принята вышестоящим налоговым органом и рассмотрена по существу, соответствующее заявление налогоплательщика принимается судом к производству.

Пропущенный по уважительной причине срок на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом по ходатайству заявителя жалобы. Законодатель не определил, какие причины пропуска срока подачи жалобы могут быть признаны уважительными. В практике судов сформировалась позиция, согласно которой уважительными причинами пропуска срока для обжалования судебного акта признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно обратиться с соответствующим заявлением в суд. Полагаем, что должностные лица вышестоящего налогового органа при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы также должны исходить из наличия объективных обстоятельств, препятствующих подаче жалобы.

Отказ в восстановлении пропущенного срока является основанием для оставления вышестоящим налоговым органом жалобы без рассмотрения. Решение об оставлении жалобы без рассмотрения должно быть принято в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 2 ст. 139.3 Налогового кодекса РФ).

Автор статьи
Захаров Виктор Юрьевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Признанный эксперт права.
Следующая
Сроки исковой давностиСрок рассмотрения жалобы в ЕСПЧ

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector