Обжалование действий заказчика по 223 ФЗ

В процессе проведения закупочных мероприятий по 44-ФЗ и 223-ФЗ нередко нарушаются права и интересы участников закупки. Это может выражаться в неправомерном отклонении заявок на участии в торгах или в незаконном ограничении конкуренции.

Одним из наиболее действенных методов для защиты интересов участников является обращение в антимонопольную службу.

Содержание статьи

Кто может подать жалобу

Но по ч. 1 ст. 17 ФЗ-135 подать жалобу на действия и бездействие организатора торгов, оператора ЭТП, членов комиссии могут не только участники торгов, но и лица, чьи права и интересы потенциально могут быть нарушены.

Жалоба по 44-ФЗ, если процедура закупки уже началась (например, заказчик приступил к вскрытию конвертов), подается только ее участниками.

Процедура обжалования действий заказчиков в ФАС опирается на следующие положения законодательства:

  • глава 6 44-ФЗ;
  • ст. 18.1 135-ФЗ.

Основания для подачи

Причинами нарушений правил проведения закупок или ущемления прав участниками могут быть неверное трактование заказчиком положений закона либо заведомо умышленное совершения проступков в своих личных интересах (например, чтобы победителем торгов стала близкая заказчику компания).

Согласно положениям законодательства, жалоба может быть подана в ФАС по следующим основаниям:

  1. Неразмещение в ЕИС положения о закупке либо вносимых в него изменений, а также другой информации о закупке, которая должна быть размещена по нормам 223-ФЗ и 44-ФЗ.
  2. Поступившие от заказчика требования к участникам предоставить документы, которые не предусмотрены законодательством и не представлены в перечне обязательных (например, допуска СРО или справку из ФНС об отсутствии задолженности).
  3. Осуществление заказчиками закупки товаров и услуг при отсутствии утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупки или без учета норм 44-ФЗ.
  4. Неразмещение в открытом доступе информации о размере закупок у субъектов малого и среднего бизнеса, которые заказчики обязаны производить в установленном размере, либо размещение недостоверных сведений (на закупки у компаний указанной группы должно приходиться не менее 15% в совокупном объеме закупок за год).

Согласно пояснительной записке к приказу ФАС от 2014 года №679/14, ФАС рассматривает поступившие жалобы с учетом положения ФЗ-135 «О защите конкуренции». В указанном законе предусматриваются иные основания для обжалования действий заказчика в ФАС. Это, в частности, такие причины:

  1. Координация деятельности участников организаторами торгов, запроса котировок и предложений.
  2. Создание участникам торгов преимущественных условий для участия (например, путем предоставления им доступа к информации, которую по закону заказчик предоставлять был не вправе или не имел такой обязанности).
  3. Нарушение порядка определения победителя тендера.
  4. Участие заинтересованных лиц (организаторов торгов, заказчиков или их работников) в тендере.

Именно выбор правильного основания позволяет грамотно составить жалобы в ФАС.

Какие сведения должна содержать жалоба

В жалобе на действия заказчика в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ должны содержаться все сведения, необходимые для идентификации заявителя и заказчика, а также позволяющие понять суть жалобы. Здесь не должно содержаться недостоверной или ошибочной информации.

При подготовке жалобы в ФАС заявителю следует учесть следующие аспекты:

  1. Определить место подачи жалобы. За рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов отвечает ФАС и ее территориальные подразделения, перечень которых представлен на сайте ФАС (например, при проведении закупки в Липецкой области жалоба подается в Липецкую ФАС).
  2. Выбрать основание для подачи жалобы со ссылкой на нарушенный пункт законодательства. При подаче жалобы заявителю также стоит учесть сложившуюся практику подачи жалоб и принятия решений контрольного органа.
  3. Четко и понятно изложить претензию и доводы в жалобе.
  4. Привести доказательную базу.
  5. Оформить жалобу, согласно требованиям законодательства и в установленные сроки.

По общим правилам в жалобе, которая передается в антимонопольную службу, необходимо указать следующие сведения:

  1. Наименование организатора торгов, его контактные сведения, местонахождение и почтовый адрес.
  2. Сведения о комиссии, действия которой подлежат обжалованию.
  3. Наименование оператора электронной площадки (сведения об ЭТП).
  4. Наименование контролирующей инстанции, в которую подается жалоба, ее местонахождение, контактные сведения.
  5. Сведения о проводимых торгах, если данные о них были размещены в свободном доступе в интернете и адрес сайта, на котором была размещена документация.
  6. Указание на действия (бездействие) заказчика, которые нарушили действующий закон и соответствующие доводы. Например, выявленное несоответствие положений закупочной документации требованиям закона.
  7. Перечень документов, которые прилагаются к жалобе.

Заявителю стоит максимально ответственно подойти к сбору доказательной базы при подаче жалобы. В частности, в ней стоит прописать ссылки на нарушенные положения закона или закупочной документации, постановления и приказы, административную практику ФАС по аналогичным делам или судебные акты по таким же ситуациям.

Мнение эксперта

Например, на практике участникам удалось оспорить запрос заказчиком свидетельства СРО при заказе на текущий ремонт, объединение в один лот лицензируемых и нелицензируемых работ, объединение проектных и строительных услуг и пр.

К оформлению жалобы также стоит отнестись ответственно. Ведь при несоответствии документа установленным требованиям его могут вернуть заявителю, а за это время сроки обжалования могут истечь.

Дополнительно потребуется доверенность на представление интересов, а также выписка из ЕГРЮЛ и разрешительная документация (при необходимости).

Порядок подачи

При нарушении законов №223-ФЗ, 44-ФЗ и 135-ФЗ жалоба может быть передана в антимонопольную службу в письменной форме:

  • лично;
  • с помощью курьера;
  • посредством почты РФ;
  • факсимильной связью;
  • с помощью электронной почты.

Жалоба, передаваемая в стандартной бумажной форме, должна содержать подпись заявителя и его представителя. В последнем случае потребуется доверенность на представление интересов в нотариальной заверенной форме.

Основания для возврата

После передачи жалобы в ФАС по результатам ее рассмотрения она может быть возвращена заявителю по одному из следующих оснований:

  1. В ней отсутствуют сведения, которые относятся к обязательным по требованиям законодательства.
  2. Она не соответствует установленным нормам.
  3. Она подана с нарушением установленных сроков (при пропуске законных сроков заявителю придется обращаться в суд).
  4. Она подписана лицом, которое не наделено на это соответствующими полномочиями (уставом или доверенностью).
  5. При наличии вступившего в силу судебного акта, в котором содержатся выводы, что заказчик не нарушал требования 44-ФЗ о контрактной системе и 223-ФЗ о закупках отдельными юрлицами.
  6. Антимонопольная служба уже приняла решение по обжалуемому действию или бездействию заказчика.

Заявитель также наделен правом отзыва жалобы до того момента, пока она не будет рассмотрена по существу.

Сроки подачи и рассмотрения

Сроки для обжалования по ч. 10 ст. 3 ФЗ-223 законодательно не установлены. Участник закупки может в любой момент обратиться в ФАС при нарушении заказчиком данных пунктов.

Если обжалованию подлежат действия оператора электронной площадки, которые связаны с аккредитацией участника закупки, то на это отводится 30 дней со дня их совершения.

Сроки рассмотрения жалобы ФАС (формально) и принятие решения о ее перенаправлении в иной орган или о возврате заявителю составляют 3 рабочих дня после ее поступления независимо от того, в рамках какого закона она была подана.

Жалоба по существу по 223-ФЗ рассматривается в течение 7 рабочих дней после ее поступления, а решение контролирующей инстанции направляется заявителю в течение 3 рабочих дней. При необходимости проведения дополнительной проверки ФАС вправе продлить сроки рассмотрения жалобы еще на 7 рабочих дней.

Рассмотрение жалобы по существу по 44-ФЗ в ФАС происходит в течение 5 рабочих дней со дня, который следует за днем поступления жалобы. Под датой поступления понимается дата регистрации документа в уполномоченной инстанции. На отправку решения заявителю у ФАС также есть 3 рабочих дня со дня оглашения резолюции.

Также законодательство предусматривает возможность обжалования принятого ФАС решения. На это заявителю отводится три месяца.

Регламент рассмотрения

После того как жалоба была принята к рассмотрению ФАС по существу, заказчику и заявителю направляется соответствующее уведомление. На период рассмотрения обращения торги приостанавливаются, а заключать с победителем контракт на поставку товара или оказания услуг запрещено. Договоры, которые были заключены с нарушением указанных требований, будут признаны ничтожными и подлежат аннулированию.

Решения антимонопольной службы во многом зависят от того, как была подготовлена жалоба, какая доказательная база была представлена. Именно поэтому на содержание и доказательную базу заявления требуется обратить особое внимание.

Таким образом, грамотно составленная жалоба приведет к восстановлению прав участников закупок. При подаче жалобы в ФАС заявителю стоит максимально ответственно подойти к процедуре сбора доказательной базы и аргументации своей позиции. Жалоба подается в территориальное подразделение ФАС одним из выбранных способов: лично или дистанционно. К ней прилагаются все документы, на которые ссылается заявитель.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Обжалование действий (бездействий) заказчика и иных лиц в контролирующем органе в соответствии с 223-ФЗ

Субъекты, которые вправе подать жалобу, и предмет обжалования

Жалобу по Закону 223-ФЗ может подать любое лицо, соответствующее требованиям, установленным заказчиком в положении о коммерческой закупке.

Если нарушения были совершены после истечения срока подачи заявок на участие в закупке, то обратиться с жалобой может только участник, подавший заявку на участие в закупке. Если жалобу направит лицо, не подававшее заявку на участие, контролирующий орган оставит ее без рассмотрения.

Мнение эксперта

Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Жалоба может быть подана на действия или бездействие:

  1. заказчика;
  2. комиссии по осуществлению закупок;
  3. оператора электронной площадки.

Какие органы рассматривают жалобы

Жалобы по 223-ФЗ рассматривает ФАС России и ее территориальные органы.

Основания для подачи жалобы

Ими могут послужить следующие нарушения:

  1. осуществление закупки с нарушением требований 223-ФЗ;
  2. осуществление закупки с нарушением требований Положения о закупке, утвержденного и размещенного в единой информационной системе (ЕИС);
  3. не размещение в ЕИС или размещение с нарушением сроков положения о закупке, изменений в положение о закупке, другой информации и документов о закупке, которые нужно размещать в ЕИС;
  4. предъявление к участнику закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
  5. проведение закупки без утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке и без применения положений 44-ФЗ;
  6. неразмещение информации о годовом объеме закупки у субъектов МСП или размещение недостоверной информации.
Это важно знать:  Образец оплаты госпошлины в Арбитражный суд

С 1 июля 2018 года перечень дополнен еще одним основанием, дающим право на подачу жалобы в отношении оператора электронной площадки, нарушающего при осуществлении закупки требования 223-ФЗ.

Содержание, форма, способ подачи жалобы

Процедура обжалования по 223-ФЗ регламентирована статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Требования к содержанию жалобы по 223-ФЗ аналогичны требованиям к жалобе по 44-ФЗ.

Она обязательно должна содержать: сведения о заявителе и лице, чьи действия обжалуются; указание на обжалуемые торги и адрес сайта, если торги размещены в Интернете; аргументы подателя жалобы со ссылками на нормы закона, которые, по его мнению, были нарушены; перечисление документов, прилагаемых к жалобе.

Ограничений по способу подачи жалобы в 223-ФЗ нет. Она может быть направлена обычной или электронной почтой, факсом, иным способом. Если жалобу подписывает представитель заявителя, то к ней должна быть приложена доверенность или иной подтверждающий полномочие на ее подписание документ.

Сроки подачи жалобы, подготовка к рассмотрению

Жалоба может быть подана не позднее чем через десять календарных дней со дня подведения итогов торгов либо со дня размещения итогов торгов в Интернете, если таковое предусмотрено. Если договор по результатам торгов не был заключен либо торги были признаны несостоявшимися, то жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки (торгов).

ФАС в течение трех рабочих дней проверяет поступившую жалобу на соответствие требованиям закона и выносит решение о принятии жалобы к рассмотрению либо о ее возвращении заявителю.

Жалоба возвращается заявителю в случае, если она не соответствует требованиям к ее оформлению, либо если в отношении заказчика или иных лиц, чьи действия обжалуются, уже имеется: 1) вступивший в силу судебный акт с выводами о наличии или отсутствии нарушения в обжалуемых действиях, или 2) решение ФАС относительно обжалуемых действий (бездействия).

Приняв жалобу к рассмотрению, органы ФАС России:

  1. размещает информацию о факте поступления и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте органов ФАС России;
  2. направляет заявителю и лицу, чьи действия или бездействие обжалуются, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до ее рассмотрения по существу.

Важно: со дня направления такого уведомления торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы по существу. Организатор торгов, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Заключенный с нарушением этого требования договор является ничтожным.

Лицо, чьи действия обжалуются, в течение одного рабочего дня извещает других подавших заявки на участие лиц о поступлении жалобы, ее содержании, о времени и месте ее рассмотрения.

Заявитель, лицо, чьи действия обжалуются, иные участники торгов вправе направить возражения на жалобу или дополнения к ней не позднее чем за два дня до даты рассмотрения жалобы. Возражения оформляются также, как жалоба.

Заявитель может отозвать жалобу в любой момент до принятия решения по существу. После этого он лишается права подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) в отношении тех же лиц.

Органы ФАС России при подготовке к рассмотрению жалобы может запрашивать у заявителя, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.

Лица, участвующие в ее рассмотрении, вправе присутствовать сами либо через представителей.

Рассмотрение жалобы и решение

Срок рассмотрения жалобы 7 (семь) рабочих дней со дня поступления. Если для принятия решения нужно получить дополнительную информацию, ФАС может один раз продлить срок еще на семь рабочих дней.

Жалоба рассматривается комиссией органов ФАС России. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы, не является препятствием для ее рассмотрения по существу.

На рассмотрении жалобы лицо, чьи действия обжалуются, должно представить всю документацию о закупке с изменениями, протоколами, заявками участников, аудио- и видеозаписями, другими документами и сведениями, составленными в ходе ее проведения.

ФАС при рассмотрении жалобы ограничена только теми доводами, которые в ней содержатся (письмо Федеральной антимонопольной службы от 23 января 2018 г. № ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг»). Заявитель жалобы в процессе рассмотрения или после него не сможет дополнить уже изложенные в жалобе аргументы. ФАС при рассмотрении жалоб по 223-ФЗ также не имеет права проявлять инициативу, искать иные нарушения у заказчика или рассматривать доводы, которых нет в жалобе.

В результате рассмотрения жалобы по существу комиссия органов ФАС России может принять одно из следующих решений:

  1. о признании жалобы обоснованной полностью или частично;
  2. о признании жалобы необоснованной полностью или частично.

Принятое решение может сопровождаться выдачей предписания:

  1. о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся;
  2. об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки;
  3. о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупки;
  4. об аннулировании закупки.

Решение или предписание комиссии органов ФАС может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев. О судебном обжаловании по 223-ФЗ Вы можете прочитать в других наших статьях.

Юридические услуги

Мнение эксперта

Одним из ключевых направлений деятельности Юридической фирмы «BRACE» является оказание юридических услуг в сфере государственных и коммерческих закупок.

Для защиты Ваших интересов предлагаем следующую юридическую помощь в обжаловании по 223-ФЗ:

  1. анализ перспектив обжалования действий (бездействия) заказчика и иных лиц, а также рисков и возможных неблагоприятных последствий;
  2. предложение вариантов решения спорной ситуации;
  3. подготовка жалобы и пакета обосновывающих ее документов;
  4. представление интересов в органах ФАС России.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ЗАКУПОК ПО 223 ФЗ ФАС

Ранее ФАС рассматривала жалобы на действия (бездействия) заказчика только в рамках закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ. После вступления в силу Приказа жалоба поставщика на нарушение положений 223-ФЗ, перечисленных в части 10 статьи 3 Закона 223-ФЗ, будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Приказом № 17/13. Если ФАС принимает жалобу к рассмотрению, обжалованные процедуры закупки приостанавливаются. То есть заказчик не сможет заключить договор до тех пор, пока ФАС не примет решения.

Руководитель И. Артемьев

  1. Жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее в настоящем Порядке — Закон о закупках), осуществляемой путем проведения торгов или запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами (далее в настоящем Порядке — антимонопольный орган) в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. В соответствии с настоящим Порядком антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.
  3. Действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках (далее в настоящем Порядке — заявитель) в следующих случаях:

1) неразмещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее — официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению на таком официальном сайте, или нарушение сроков такого размещения;

2) предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

  1. Обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.
  2. Обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим порядком.
  3. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки, либо в случае если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.
  4. Жалоба на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (далее в настоящем Порядке — жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, действия (бездействие) которого обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) указание на обжалуемую закупку;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, соответствующие доводы;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

  1. Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.
  2. Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.
  3. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные пунктом 6 настоящего порядка;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушений в обжалуемых действиях заказчика при закупке товаров, работ, услуг;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

  1. Решение о возвращении жалобы может быть принято в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган, который в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.
  2. В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее в настоящем Порядке — официальный сайт) или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, заказчику уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящем порядке — уведомление).

В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы.

Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется заказчику по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении закупки, заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе.

  1. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
  2. Заказчик, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в закупке, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.

Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в пункте 6 настоящего порядка. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

  1. Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.
  2. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, обязан представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, изменения, внесенные в документацию о закупке, заявки на участие в закупке, протоколы, составленные в ходе проведения закупки, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения закупки.
  3. Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного пунктом 11 настоящего Порядка) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.
  4. При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) заказчика. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
  5. Со дня направления уведомления, предусмотренного пунктом 11 настоящего порядка, закупка приостанавливается до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика по существу.
  6. В случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик, которому в соответствии с пунктом 11 настоящего порядка направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
  7. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Это важно знать:  Образец заявления о выдаче копии решения суда

В случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения закупки, заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся) принимает решение о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупки, об аннулировании закупки.

Обжалование действий заказчика по 223 ФЗ

Возможно ли обращение с жалобой в ФАС лица, не подавшего заявку на участие в закупке по 223-ФЗ.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона №223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Исходя из данных норм, возможность обращения с жалобой лица – неучастника закупки, то есть не подавшего заявку на участие в ней и не соответствующего требованиям, установленным заказчиком, не установлена.

Между тем, часть 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), носящая процедурный характер, определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. При этом в число таких лиц входят не только лица, подавшие заявки на участие в торгах, но и иные лица, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Исходя из смысла названной нормы, правом обратиться с жалобой на нарушения по содержательной части торгов имеет только лицо, подавшее заявку на участие в них. Иные лица (то есть не подавшие заявку на участие в торгах) наделены правом обжаловать лишь процессуальные нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок.

Рассмотрим актуальную административную и судебную практику относительно права иных лиц, не подавших заявку на участие в закупке, обращаться в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) заказчика.

1. Значение имеет реальное нарушение прав заявителя — без фактического обоснования возникновения у него права обратиться в органы ФАС России за защитой конкретных нарушенных прав у антимонопольного органа не имеется оснований для принятия к рассмотрению жалобы и вынесения по ней решения.

Существо дела: по результатам рассмотрения жалобы физического лица, не являющегося участником рассматриваемой закупки, ФАС признал Заказчика нарушившим Закон №223-ФЗ вследствие:

  • установления требования о предоставлении в составе заявки участника перечня документов, ограничивающего количество участников/запроса предложений,
  • установления неизмеряемых требований;
  • не установления сроков представления участникам разъяснения положений документации;
  • установления обязательного заполнения информации о кадровых ресурсах и материально-технических ресурсах у участника запроса предложений;
  • установления некорректных сроков поставки товара.

ФАС России выдала обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений. Не согласившись с данными решением и предписанием, заявитель обратился в суд.

В ходе рассмотрения дела суд указал, что возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в органы ФАС России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем ограничен.

Решение и предписание ФАС России были признаны незаконными и отменены в полном объеме в связи с тем, что:

  • заявитель участником рассматриваемой закупки не являлся,
  • в его жалобе на нарушения порядка размещения информации о проведении торгов и/или порядка подачи заявок на участие в торгах не указано;
  • в жалобе не указано, каким образом права и законные интересы заявителя могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Мнение эксперта

Апелляционная и кассационная инстанция согласились с доводами суда первой инстанции о том, что у антимонопольного органа отсутствовали полномочия по рассмотрению жалобы физического лица, не являющегося участником спорной закупки.

Заказчик – ГУП «Башфармация», установив в документации по проведению открытого аукциона требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности, на которую в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» не требуется отдельной лицензии, тем самым лишило Заявителя возможности подать заявку на участие в аукционе, поскольку непредставление указанной лицензии является основанием для отклонения заявки.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обращение Заявителя с жалобой было связано с ограничением возможности его участия в аукционе путем необоснованного включения в состав требований к участникам наличия дополнительной лицензии, то, что данная организация не подавала заявку, или не обращалась с запросами о разъяснении аукционной документации не лишило ее права на обращение в антимонопольный орган с жалобой на содержание аукционной документации.

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии правовых оснований для проведения УФАС по Республики Башкортостан проверки по жалобе Заявителя и, соответственно, вынесения решения.

2. Перечень оснований для обжалования лицом, не являющимся участником закупки, является закрытым (установлен в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ) – при отсутствии в жалобе таких оснований у УФАС отсутствуют полномочия по рассмотрению такой жалобы.

Существо дела: решением УФАС по Калининградской области Заказчик был признан нарушившим пп. 3 ч. 9, пп.1 ч. 10. ст. 4 Закона №223-ФЗ вследствие неуказания в документации полного объема услуг исполнителя.

До рассмотрения дела в УФАС претендент обращался к Заказчику с запросом о разъяснении положений документации, а именно, о раскрытии полного объема предоставляемых услуг исполнителем. Заказчиком были даны разъяснения, которые не удовлетворили претендента, а именно, в разъяснениях не был указан полный объем мероприятий, который возлагался на исполнителя услуг. В результате рассмотрения документации о закупке с учетом предоставленных разъяснений, претендент принял решение не подавать свою заявку.

Решением суда первой инстанции Заказчику было отказано в признании недействительными решения и предписания УФАС по Калининградской области.

Суд апелляционной инстанции отменил решение первой инстанции, признал недействительными решение и предписание.

Суд указал, что законодателем четко ограничена возможность обращения участников торгов в антимонопольный орган лишь по основаниям, указанным в части 10 статьи 3 Закона № 223- ФЗ, в случаях:

1) неразмещения в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с названным Законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Судом второй инстанции обратил внимание, что указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим.

Во всех остальных случаях законодателем установлен лишь судебный порядок обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг

Таким образом, учитывая отсутствие в жалобе Заявителя, не являвшегося участником закупки, оснований, установленных в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии у УФАС полномочий по рассмотрению такой жалобы.

Кассационная инстанция оставила без изменения решение суда второй инстанции.

Таким образом, даже при наличии обстоятельств, свидетельствующих об ограничении возможности участия указанного лица в спорных торгах, а также фактов обращения заявителя за разъяснением закупочной документации к Заказчику, наличии опыта участия в закупках и реальной возможности выполнить объем работ/услуг/поставок, отсутствие в жалобе оснований, установленных в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ – основание для оставления жалобы в ФАС без рассмотрения.

Речь идет о жалобе для рассмотрения ее по ускоренной процедуре, предусмотренной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции (7 рабочих дней). Все иные действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке (часть 9 статьи 3 Закона № 223-ФЗ) либо в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции (при несоблюдении заказчиком антимонопольных требований к торгам и нарушении части 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции). По общему правилу дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению (ч.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции).

Подробнее о позиции Верховного суда РФ относительно оснований, предусматривающих право участника закупки по Закону №223-ФЗ обжаловать действия (бездействие) заказчика в административном порядке, и соответствующих полномочий антимонопольных органов по рассмотрению таких жалоб, читайте в Обзоре антимонопольной и судебной практики по вопросу закрытого перечня оснований для обжалования по 223-ФЗ.

ВЫВОДЫ

Исходя из смысла действующих правовых норм, а также сложившейся административной и судебной практики лица, не подавшее заявку на участие в закупке по Закону № 223-ФЗ, вправе подать жалобу на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган при соблюдении определенных условий.

Правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право на обжалование в административном порядке.

Подача жалобы таким лицом возможна при соблюдении следующих условий:

Это важно знать:  Право апелляционного обжалования в арбитражном процессе

1. В жалобе должно содержаться основание из закрытого перечня оснований для обжалования, установленных частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.

2. Обжалование должно быть связано с нарушением порядка размещения информации о проведении торгов и (или) порядка подачи заявок на участие в торгах.

Мнение эксперта

3. В жалобе должно быть фактически обосновано нарушение прав или законных интересов в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, либо действительная угроза нарушению прав и законных интересов заявителя.

Отсутствие любого из указанных условий является самостоятельным основанием для оспаривания законности решения и предписания антимонопольного органа.

Фактически это исключает возможность обжалования потенциальным участником осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона №223-ФЗ и иных законов. Но указанные ограничения не препятствует возможности такого лица защищать свои права в судебном порядке.

Рекомендации заказчикам

С учетом изложенного, заказчикам рекомендуется при рассмотрении антимонопольным органом жалоб лиц, не подавших заявки на участие в закупке, указывать на отсутствие полномочий УФАС по рассмотрению таких жалоб в случае рассмотрения жалоб по основаниям, не предусмотренным ч. 10 ст.3 Закона N 223-ФЗ, отсутствия реального нарушения прав заявителя, рассмотрения жалоб, не связанных с порядком размещения информации о проведении торгов и порядком подачи заявок.

При несогласии по указанным основаниям с принятым решением/предписанием, заказчик вправе обжаловать его в судебном порядке – в случае признания таких ненормативных правовых актов не соответствующих закону суд принимает решение о признании их недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

О планирующихся изменениях перечня оснований для обжалования

Следите за изменениями вместе с Фабрикантом!

Дополнительные вопросы вы можете задавать нам через раздел «Обратная связь»

В каких случаях можно писать жалобу

Участник закупки по 223-ФЗ может подать жалобу на заказчика, комиссию по закупкам или на ЭТП.

Жалобу на заказчика можно составить в случаях, если:

  • заказчик отклонил заявки без объяснения причин или не принял их;
  • документацию не разместил в ЕИС;
  • заключил договор без проведения торгов;
  • предоставил некорректную или неправильную информацию о тендере;
  • ограничил конкуренцию своими действиями или бездействием;
  • в документации о тендере составил требования, которые противоречат закону 223-ФЗ, положению о закупке и другим нормативно-правовым актам.

Куда жаловаться на заказчиков с 1 июля 2019 года. Схема адресатов и три совета, чтобы избежать ошибок

С 1 июля 2019 года поменяли правила, по которым подают жалобы на заказчиков. Жаловаться теперь надо в разные органы контроля. Если направите жалобу не тому контролеру, ее даже не рассмотрят, а вы просто потеряете время.
Читайте, кому теперь нужно направлять жалобы в зависимости от статуса заказчика-нарушителя. Также в статье — разбор трех примеров с анализом ошибок поставщиков, жалобы которых оставили без удовлетворения.

Как составить жалобу

Для начала нужно собрать все документы, необходимые для подачи жалобы. Жалобу можно составить по образцу обращения (в соответствии с 59-ФЗ). В жалобе нужно указать: реквизиты и контактные данные заказчика, на которого участник жалуется, свои реквизиты и контактные данные (паспортные данные, адрес, реквизиты).

Важно
Жалобу в УФАС рассматривать не будут, если в ней не будут указаны ФИО и адрес участника тендера.

А также, номер тендера в ЕИС, какие действия или бездействия заказчик совершил или нарушил. Подробно расписать какие нормы законов были нарушены заказчиком, какие последствия этих нарушений, и прописать требование о признании действий или бездействия заказчика незаконными и устранить нарушения. К самой жалобе нужно приложить копии документов (копию паспорта или выписку ЕГРЮЛ, справку о наделении полномочий лица, подавшего жалобу, копию заявки тендера, справку о регистрации участника и другие документы, подтверждающие факт нарушения).

Может ли ФАС вернуть жалобу

ФАС может вернуть жалобу в течение 3 рабочих дней. Если при рассмотрении этой жалобы были нарушены сроки подачи жалобы участником, либо указанная участником информация оказалась недостоверной, либо не направлены необходимые документы. ФАС укажет причину возврата жалобы.

Какими способами можно направить жалобу в ФАС

Есть несколько способов отправки жалобы в УФАС:

  • почтой, курьером;
  • факсом;
  • электронным письмом;
  • в электронном виде.

Самый легкий способ отправки жалобы – это с помощью электронной формы на сайте УФАС России.

В разделе «Жалоба» участник тендера вносит все необходимые сведения в электронные поля и отправляет её.

Важно
При отправке жалобы в электронном виде, необходимо иметь при себе электронную цифровую подпись, так как документ нужно будет подписать.

Между тем, можно направлять жалобу с помощью сайта Госуслуг, если участник тендера зарегистрирован на сайте.

При рассмотрении любой жалобы ФАС будет учитывать факты и документы, предоставленные в жалобе, возражения и пояснения заказчика, а также нормы законодательства. ФАС в течение 30 дней проводит тщательное расследование по жалобе и составляет протокол, в котором расписывает все до нюансов. И в итоге признает жалобу либо обоснованной, либо нет.

Такие действия участников тендеров позволяют привлечь к определенной ответственности недобросовестных заказчиков. Главное, предоставлять как можно больше обоснованных фактов.

Жалоба в фас по 223 фз образец

Обжаловать можно не только действия или бездействия заказчика, но и закупочные комиссии и операторов ЭТП. Случаи, когда можно прибегнуть к таким мерам, описаны в ч. 10 ст. 3 № 223 ФЗ, а именно:

  1. Проведение торгов с нарушениями либо положения о закупках.
  2. Нарушение сроков публикации в ЕИС документации, положения, сведений о контрактах и т. д.
  3. Установление неправомерных требований к участникам тендера.
  4. Проведение закупок без опубликованного в ЕИС положения либо без применения норм 44 ФЗ (ч. 8.1 ст. 3, ч. 5.1 ст. 8).
  5. Отсутствие в ЕИС сведений о закупках, осуществляемых в обязательном порядке у СМП.
  6. Нарушение норм оператором ЭТП.

В ч. 13 ст. 3 сказано, что контрольный орган рассматривает споры только в пределах доводов, которые в них указаны. А в ч. 17 и 20 ст. 18.1 № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган может принимать решения и относительно других выявленных нарушений (Письмо от 23.01.2018 № ИА/3655/18).

Сколько времени есть на подачу

Сроки подачи жалобы в ФАС по 223 ФЗ:

  • 3 месяца с даты признания торгов несостоявшимися либо для закупок, по итогам которых не заключили договор;
  • 10 дней в остальных случаях.

Нужно считать срок подачи жалобы в ФАС по 223 ФЗ с момента протокола подведения итогов или с момента размещения информации о торгах в ЕИС.

Как составить обращение

В обжаловании указывают:

  1. Информацию о нарушителе.
  2. Данные заявителя.
  3. Сведения об обжалуемых торгах.
  4. Суть спора и аргументы.
  5. Список документов-приложений.

Подписать документ должен составитель либо его представитель. Во втором случае необходимо к документам приложить доверенность.

Вот образец жалобы в ФАС на действия заказчика по 223 ФЗ:

Куда отправлять

Отправить обращение можно как в центральное отделение ФАС, так и в его региональные управления. Причем центральный аппарат принимает абсолютно все споры, а потом, по своему усмотрению, может направить их на рассмотрение в региональный отдел. Подробнее о том, как проходит обжалование по закону о закупках, написали в статье «ФАС разъяснила, как будет рассматривать жалобы по 223 ФЗ».

Способы подать обжалование

Отправить оформленные документы можно разными способами:

Если задаетесь вопросом, как подать жалобу в ФАС по 223 ФЗ в электронном виде, то учитывайте положения 63 ФЗ об электронной подписи. Только подписанный электронной подписью документ может считаться аналогичным бумажному. Поэтому перед отправкой не забудьте подписать документ.

Мнение эксперта

Процедура выбора исполнителей госзаказов по 223-ФЗ предусматривает, что претенденты на заключение контракта с заказчиком проходят отбор в условиях здоровой конкуренции.

Если исполнитель был выбран заказчиком с нарушениями установленных законом процедур, то участники закупки вправе обратиться с жалобой в антимонопольную службу (ФАС).

Алгоритм действий

Процедура подачи и рассмотрения жалобы в ФАС регламентирована ст. 18.1 закона № 135 «О защите конкуренции» и включает следующие шаги:

  1. Инициатор обращения собирает необходимые документы.
  2. Составляется текст жалобы.
  3. Жалоба с документами направляется в местное отделение антимонопольного органа.
  4. Заявитель получает уведомление о принятии жалобы к рассмотрению.

Подавать жалобу на действия заказчика нужно не позднее, чем через 10 дней после публикации результатов закупки в ЕИС.

В тексте жалобы необходимо указать:

  • ФИО, контактные и паспортные данные заявителя (для юридических лиц – адрес и реквизиты);
  • реквизиты и контактные данные субъекта жалобы;
  • номер закупки в системе ЕИС;
  • перечень обжалуемых действий (бездействия) заказчика;
  • перечень обжалуемых актов, протоколов и других документов о закупке;
  • список прилагаемых документов;
  • дата и подпись заявителя.

Субъектом жалобы может являться заказчик, организатор торгов, член комиссии, рассматривающей заявки участников или оператор онлайн-площадки торгов. Объектами жалобы могут быть составленные с нарушениями договоры, акты и другие документы о закупке, а также действия заказчика.

В комплекте с жалобой нужно подать:

  • копию паспорта заявителя (для организаций – справку из ЕГРЮЛ);
  • справку о наличии соответствующих полномочий у подавшего жалобу лица;
  • документы, подтверждающие изложенные в жалобе факты;
  • копию заявки на участие в закупке;
  • справку о регистрации участника.

При возврате жалобы сотрудники ФАС должны выдать заявителю список причин возврата, заверенный подписью ответственного лица.

Жалобу можно подать в электронном виде без визита в отделение ФАС. Для этого заявителю нужно зайти на официальный сайт ФАС, прокрутить экран вниз и нажать на кнопку «Жалоба». В появившихся полях на экране вводятся персональные данные, способ получения ответа и текст жалобы, после чего нажимается кнопка «Отправить».

Процедура рассмотрения жалобы

Порядок рассмотрения жалобы в ФАС включает следующие шаги:

  1. Сотрудники ФАС получают жалобу и выносят решение о ее рассмотрении или о возврате заявителю.
  2. Если принято решение рассмотреть обращение, сотрудники ФАС приостанавливают торги по закупке и высылают уведомление заказчику и заявителю.
  3. После получения уведомления заказчик оповещает потенциальных исполнителей о факте поступления жалобы путем размещения ее краткого содержания в ЕИС.
  4. Комиссия ФАС проводит предварительное расследование.
  5. Жалоба рассматривается в присутствии заявителя, других участников закупки, членов конкурсной комиссии и представителей заказчика.
  6. ФАС принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, а также о выдаче предписания.
  7. Текст решения и предписания (при наличии) выкладывается в реестр жалоб ФАС на официальный портал закупок.

Если сотрудникам ФАС потребуется запросить у субъекта жалобы дополнительные данные, крайний срок для рассмотрения может быть перенесен один раз ещё на 7 рабочих дней (ч. 14.1 ст. 18.1 закона № 135).

Если заказчик считает жалобу необоснованной, он имеет право направить возражение на жалобу в ФАС. Возражение направляется не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения обращения, в тексте заказчик может указать на необоснованность претензий, аргументировав совершение обжалуемых действий их необходимостью и законностью.

При рассмотрении учитываются:

  • данные предварительного расследования ФАС;
  • сведения, указанные в жалобе;
  • нормы положения о закупке местного и федерального законодательства;
  • возражения, направленные заказчиком.

Вынесенное ФАС решение содержит подробное описание процедуры расследования, а в итоговой части указывается, признана ли жалоба обоснованной, будет ли выдано предписание и инициировано возбуждение административного или уголовного производства.

Подача жалобы в антимонопольную службу позволяет отменить конкурсы или аукционы госзакупок, проходившие с нарушениями, а также привлечь к ответственности недобросовестного заказчика. Чтобы избежать возврата жалобы, нужно подробно обосновывать изложенные факты и подтверждать их документами, принимая во внимание особенности местного законодательства о закупках в конкретной сфере деятельности.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Статьи по теме

Иногда, чтобы добиться победы в тендере или доказать свою правоту нужно обжаловать действия заказчика. Сделать это можно только в ФАСе. Но важно правильно составить жалобу, чтобы ее приняли и рассмотрели. Расскажем, как это сделать и приведем образец жалобы.

Автор статьи
Кузьмин Василий Станиславович
Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.
Следующая
СудОбжалование неправомерных действий органов и должностных лиц

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector