Как подать в суд на авиакомпанию

Многие из нас регулярно пользуются услугами авиакомпаний для самых различных целей. Одни летят отдохнуть на море, другие желают навестить дальних родственников, а третьи – совершить деловую поездку к партнерам. Во всех этих и других случаях клиенты ждут от авиаперевозчика надлежащего исполнения своих обязательств.

Зачастую авиакомпании не спешат выполнять свои обязанности, но далеко не все пассажиры готовые мириться с таким положением дел. К примеру, сотрудники организации отказывают в перелете или задерживают рейс без объяснения причины.

При подобных нарушениях первым делом возникает вопрос об обращении в суд. Из этой статьи вы узнаете, как правильно составить исковое заявление на нерадивого перевозчика, а также о том, как доказать факт нарушения в суде.

Основания для обращения

Судебные разбирательства с авиакомпанией далеко на редкость. Подобные дела рассматриваются судьями особенно тщательно, поскольку иски к авиаперевозчикам — одни из сложнейших судебных претензий. Самые частые жалобы клиентов авиакомпаний возникают по следующим причинам:

  • Рейс задерживают по вине организации;
  • Маршрут полета был внепланово изменен;
  • Компания не обеспечивает комфортность дальних перелетов;
  • Сотрудники компании превышают свои полномочия;
  • Компания отказывает в перелете по незаконным причинам;
  • Перевозчик изменяет время полета, не предупредив об этом клиента.

При опоздании на рейс или в случае порчи билета самим клиентом вернуть деньги за услугу, к сожалению, не получится. Именно поэтому так важно знать базовые права и обязанности как пассажира, так и авиаперевозчика. Это позволит защитить свои права, а также добиться желаемого уровня обслуживания той или иной компании.

Порядок действий

Независимо от того, услугами какой авиакомпании вы пользовались – российской или иностранной, ваша претензия будет рассматриваться в соответствии с законодательством РФ. В обоих случаях порядок действий пострадавшего пассажира будет следующий:

  • Собрать все необходимые доказательства и документы;
  • Обратиться к руководству авиакомпании;
  • Составить претензию в Росавиацию;
  • Подать жалобу в Роспотребнадзор;
  • Оформить исковое заявление в суд.

В спорах с авиакомпанией особенно важно соблюдать все методы мирного урегулирования конфликта. Это связно с тем, что в отношении исков, касающихся перевозки пассажиров и багажа, действует досудебный порядок решения споров. При этом жалоба будет считаться обоснованной, если вы представите перед судом доказательства своей правоты. К примеру, чтобы доказать задержку рейса, сохраните квитанцию об оплате полета. Вы также можете использовать аудио- и видеоматериалы или показания свидетелей.

Составить жалобу можно лично в том аэропорту, где произошло нарушение. Кроме того, вы можете сделать это через интернет – достаточно зайти на сайт компании и оставить там свою претензии в электронном виде. Но лучше будет отправить обращение заказным письмом по почте. В этом случае вы сможете сохранить копию заявления и ответ компании, а затем использовать их при обращении в суд.

Как составить заявление?

Чтобы правильно составить обращение в суд, необходимо придерживаться правил, установленных Гражданским кодексом РФ. Так, заявление предоставляется в суд исключительно в письменном виде. Лучше сразу составить его в нескольких экземплярах, один из которых подается в судебную канцелярию, а другой остается у заявителя.

Перейдем к тесту самого иска. Он должен состоять из следующих частей:

  • Заголовка. В шапке документа укажите данные о судебной инстанции, а именно участок и адрес его нахождения. Затем пропишите ФИО и адрес истца, а также название авиакомпании и место его нахождения. Не забудьте указать полное название документа – «Исковое заявление о взыскании денежных средств за авиаперевозку»;
  • Информационной части. Этот пункт подразумевает подробное описание сложившейся ситуации. Вам нужно будет указать конкретный маршрут, номер рейса и название туристической компании, которую, в свою очередь, можно указать в иске как третье лицо. Затем пропишите точную стоимость авиабилета и дату его покупки. Более того, укажите причину задержки рейса, а также последствия, к которым она привела. Сразу после этого переходите к исковым требованиям – к взысканию стоимости билета, причиненных убытков и моральной компенсации;
  • Заключения. В этой части перечислите все приложения – документы, которые прилагаются к данному иску. В самом конце укажите дату составления заявления и поставьте свою подпись.

Отстаивать свои интересы в суде всегда не просто, но вполне возможно. С особым вниманием отнеситесь к подготовке необходимых документов для судебного разбирательства. От того, насколько правильно и грамотно они оформлены, зачастую зависит исход дела. Чтобы получить компенсацию за задержку рейса, следует приложить к заявлению копии следующих документов:

  • Письменную претензию в адрес авиакомпании с требованием выплаты компенсации;
  • Письменный ответ авиакомпании;
  • Билеты с отметками о задержке или отмене вылета;
  • Багажную квитанцию;
  • Копию коммерческого акта;
  • Посадочный талон;
  • Чеки и квитанции, доказывающие тот факт, что вы понесли убытки;
  • Другие документы, служащие основанием для возмещения материальных убытков – билеты на концерт, медицинские справки, приглашения родственников на важные семейные мероприятия.

Ответственность перевозчика

Согласно статье 120 Воздушного Кодекса РФ, ответственность за задержку чартерного или регулярного рейса несет сама авиакомпания. В этом случае она должен выплатить штраф в размере 25% от МРОТ за каждый час просрочки. Однако эта сумма не должна превышать половины стоимости билета. К тому же, сотрудники авиакомпании обязаны проинформировать своих пассажиров о порядке действий в той или иной сложившейся ситуации. Если данная обязанность не будет выполнен перевозчиком, вы можете также указать этот факт в своей претензии.

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Ситуации с авиацией

Выясняя отношения с воздушным перевозчиком, хорошо бы прежде проконсультироваться с юристом, уже судившимся с авиакомпанией. Еще лучше — с юристом, который защищал ее интересы. Кто, как не он, знает простые способы загнать перевозчика в угол? Такой человек у нас в гостях. На вопросы читателей отвечает начальник юридического отдела аэропорта «Домодедово» Елена Салова.

СБ: Елена, рассмотрим банальную ситуацию. По техническим причинам авиарейс отложили на несколько часов. Нужно ли сразу обращаться в суд, или сначала следует предъявить претензию авиакомпании?

ЕС: Формально в отношении исков, касающихся перевозки пассажиров и багажа, действует обязательный досудебный претензионный порядок решения споров. Он закреплен в пункте 16.1.2 Правил международных воздушных перевозок от 3 января 1986 г. № 1/И. Но на практике суды игнорируют ссылку авиакомпаний на этот пункт, рассматривая и удовлетворяя иски пассажиров даже при отсутствии претензии к перевозчику. Свое решение они объясняют тем, что в Воздушном кодексе ничего не сказано об обязательности претензионного порядка.

Тем не менее для собственного спокойствия начните с предъявления письменной претензии к авиакомпании. Ведь суды первой инстанции далеко не всегда придерживаются одной позиции.

Мнение эксперта
Григорьев Егор Кириллович
Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

СБ: Другая ситуация. По вине авиакомпании багаж прибыл с опозданием. Пассажир потребовал, чтобы ему выплатили неустойку. Как рассчитать ее сумму?

Это важно знать:  Ответ на требование прокуратуры: образец 2020 года

ЕС: Размер неустойки, мягко говоря, невелик — 25 рублей за каждый час просрочки (ст. 120 Воздушного кодекса). Обратите внимание: иногда пассажиры, ссылаясь на статью 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», требуют выплатить неустойку в размере 3 процентов от стоимости билета за каждый час просрочки. Однако указанная статья противоречит Воздушному кодексу. Следовательно, в данном случае ее применять нельзя (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7).

СБ: Куда надо подавать претензию, если в аэропорту прибытия утерян багаж?

ЕС: Сначала обратитесь в службу розыска багажа (она есть в каждом аэропорту). Предъявите отрывной талон багажной бирки, наклеенный на обложку авиабилета, и попросите, чтобы вам составили коммерческий акт в двух экземплярах. Иногда его еще называют актом розыска багажа. В этом документе фиксируется факт утери вещей, описывается внешний вид чемоданов и сумок. Отсутствие коммерческого акта не помешает вам предъявить претензию. Но если в дальнейшем спор будет решаться в суде, эта бумага станет дополнительным доказательством вашей правоты.

Претензию можно подать в представительство авиакомпании (часто оно находится на территории аэропорта). Проследите, чтобы принявший документ служащий поставил на копии (она останется у вас) фамилию, должность и дату. Кроме того, можно обратиться в головной офис или отправить претензию на его адрес почтой, обязательно с уведомлением о вручении. Сроки предъявления претензии закреплены в статьях 126 и 127 Воздушного кодекса. Так, если багаж пропал во время внутренней воздушной перевозки, у вас есть десять дней на то, чтобы обратиться с требованиями в авиакомпанию. Если перевозка международная, подать претензию об утере багажа можно в течение 18 месяцев со дня прибытия самолета в аэропорт назначения.

СБ: А в течение какого срока авиакомпания должна ответить на претензию?

ЕС: На это ей отводится 30 дней с момента поступления претензии. Причем ответ об отклонении или удовлетворении претензии компания должна дать в письменной форме (п. 1 ст. 128 Воздушного кодекса).

СБ: Кого должен указать пассажир в исковом заявлении как ответчика (авиакомпанию или аэропорт), если непонятно, по чьей вине нарушен договор перевозки?

ЕС: В качестве соответчиков следует указать авиакомпанию и аэропорты назначения и отправления. Судьи сами разберутся, кто должен ответить за нарушение.

СБ: Наша читательница отправилась отдыхать в Вену. Летела рейсом российской авиакомпании. По прилете оказалось, что пропал багаж (нашелся, только когда она вернулась домой). Поэтому в Вене ей пришлось покупать одежду, предметы гигиены и другие необходимые вещи. Реально ли взыскать с перевозчика эти расходы?

СБ: Авиакомпания оставила претензию пассажира без ответа. В какой суд обращаться? Сколько у пассажира есть времени, чтобы подать иск?

ЕС: Если перевозка была внутренняя, пассажир вправе обратиться в суд как по месту жительства, так и по месту нахождения авиакомпании. На подачу иска в этом случае отводится три года. Этот срок начинается через 45 дней после того, как перевозчик получит претензию.

Если же перевозка была международная, иск можно подать по месту нахождения головного офиса авиакомпании или по месту нахождения филиала авиакомпании, в котором был куплен авиабилет (ст. 28 Варшавской конвенции). На это у вас есть два года с момента прибытия в аэропорт назначения.

СБ: Задержан рейс. Авиакомпания снимает с себя ответственность, ссылаясь на погодные условия. Пассажиры же уверены, что дело в технической неисправности, но письменных доказательств у них нет. Можно ли обратиться в суд, не указывая, по какой причине самолет опоздал с вылетом?

ЕС: Можно. Пассажиры не обязаны приводить доказательства того, что самолет задержался по вине авиакомпании. Это авиакомпания должна будет доказать в суде существенность обстоятельств, вызвавших задержку вылета (ст. 120 Воздушного кодекса, ст. 20 Варшавской конвенции).

Мнение эксперта
Григорьев Егор Кириллович
Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

СБ: Наш читатель рассказывает: «Я был зарегистрирован на рейс, находился в таможенной зоне, но опоздал к выходу на самолет. Самолет улетел без меня. Разве меня не должны были дождаться? Есть ли смысл требовать выплаты штрафа?»

ЕС: В данном случае вина лежит исключительно на вашем читателе. Во-первых, время окончания посадки обычно есть в посадочном талоне. Даже если в нем указано только время начала посадки, обвинить авиакомпанию в данном случае не в чем. По громкоговорящей связи наверняка сообщалось, во сколько завершается посадка. Так что перевозчик не нарушил условий договора. Бессмысленно ссылаться в иске и на тот факт, что авиакомпания не стала вас разыскивать. Закон не возлагает на нее обязанности пофамильного розыска по громкоговорящей связи опаздывающих на посадку.

СБ: Авиакомпания отказывается возвращать деньги за билет на чартерный рейс. Законно ли это?

ЕС: Вернуть билет и получить назад его полную стоимость можно в любом случае. Статья 108 Воздушного кодекса не делает исключений ни для билетов на чартерные рейсы, ни для билетов, реализованных со скидкой, даже если покупателя заранее предупредили о том, что такие билеты не подлежат возврату. Главное — сдать билет за сутки до вылета самолета.

СБ: На одно место в самолете продано два билета. Один из пассажиров вынужден отказаться от перелета. Какую ответственность перед ним несет перевозчик?

ЕС: Такой случай не урегулирован ни Гражданским, ни Воздушным кодексами. Представляется, что кроме денег за билет пассажир вправе требовать компенсации за моральный ущерб. Кроме этого, в зависимости от конкретной ситуации, можно потребовать, например, оплаты пропущенного по вине авиакомпании рабочего дня. Или возмещения расходов на другой билет (если пассажир собирался лететь с пересадкой).

СБ: «Не знаю, что делать, — сетует наш очередной читатель. — На новогодние праздники полетел за границу. В дороге потерялся и до сих пор не нашелся мой чемодан. Когда и в каком размере авиакомпания обязана возместить мне стоимость пропавших вещей?»

ЕС: Если багаж не нашелся в течение 21 дня, авиакомпания обязана компенсировать пассажиру убытки. По нормам Варшавской конвенции 1929 года компенсация составляет 20 долларов за килограмм веса, который определяют по багажному талону. Если вы считаете, что ваш багаж стоит дороже, напишите об этом в претензии. Возможно, ваше требование будет удовлетворено.

СБ: Багаж поврежден во время международного транзитного рейса. К какой авиакомпании — осуществлявшей первую или вторую часть рейса — предъявлять претензию?

ЕС: Лучше всего обратиться с требованиями сразу к двум авиакомпаниям. В первом случае вы имеете на это право как отправитель багажа, во втором — как его получатель. По Варшавской конвенции перевозчики в данном случае несут перед вами солидарную ответственность.

СБ: Рейс отложен. Обязан ли перевозчик предоставить пассажиру номер в гостинице, питание и прочее?

ЕС: Согласно статье 106 Воздушного кодекса пассажир при задержке рейса имеет право бесплатно пользоваться комнатами отдыха, матери и ребенка или местом в гостинице. При этом не имеет значения, откладывается вылет по вине авиакомпании или по чрезвычайным обстоятельствам.

По правилам перевозки пассажиров, багажа и грузов авиакомпания должна разместить клиента в гостинице, если рейс откладывается более чем на восемь часов. В соответствии с Гражданским кодексом и Законом «О защите прав потребителей» авиакомпания обязана предоставить вам горячее питание (если рейс откладывается больше чем на пять часов) и компенсировать остальные расходы, связанные с ожиданием рейса: телефонные переговоры, телеграммы, питание, проезд до гостиницы.

Это важно знать:  Срок исковой давности на взыскание судебных расходов

Жалоба на авиакомпанию за задержку рейса

Куда подать и написать жалобу за задержку рейса на авиакомпанию в России в 2020 году. Образец обращения в Роспотребнадзор и другие контролирующие организации.

Авиаперелеты — это недешевое удовольствие, тем более сейчас, когда особенно сильно ощущается нестабильность в вопросах ценообразования. Поэтому жалоба на авиакомпанию может быть очень уместным решением в случаях недобросовестного обслуживания со стороны авиаперевозчика. Претензия за задержку рейса и получение компенсации может быть удовлетворена, если вылет был отложен на 3 часа и более согласно правилам ЕС и Турции, действующим в 2020 году.

В каких случаях можно жаловаться на авиакомпанию

Наиболее популярные причины жалоб на авиакомпанию в 2020 году следующие:

  • Авиаперевозчик виновен в задержке рейса (узнайте о компенсации за задержку рейса, у нас на сайте).
  • Рейс задержан на продолжительное время, но пассажиры предоставлены самим себе, без должного питания и размещения.
  • Потеря или повреждение имущества пассажира.
  • Работники авиакомпании превысили свои полномочия.
  • Внезапная отмена рейса или внесение изменений в маршрут не по причине форс-мажорного происшествия.
  • Пассажир не получает положенного сервиса и качества обслуживания без видимых или обоснованных на то причин.

Чтобы иметь основание жаловаться, нужно знать свои права. Что входит в обязанности авиаперевозчика, если по его вине рейс задерживается?

Все зависит от того, насколько продолжительна задержка:

  1. Рейс отложен на два часа. Пассажирам обязаны предложить напитки или помочь в отправке электронного сообщения.
  2. Задержка продолжается четыре часа. Пассажир вправе ожидать горячее питание каждые шесть часов днем (каждые восемь — ночью).
  3. Задержка более шести часов. Клиентам обязаны предоставить номер в гостинице. Если пассажир летит с маленьким ребенком, то ему сразу должны предложить пройти в специально оборудованную комнату матери и ребенка.

Все должно предоставляться без дополнительных денежных сборов. Ответственность за сохранность багажа также лежит на плечах авиаперевозчика.

Если рейс задержан на 3 час и более в европейских странах и Турции можно получить компенсацию от 400 евро на человека. Рассчитать выплату и подать письмо с претензией можно на этом сервисе.

Об обязанностях авиаперевозчика при задержке рейса, узнайте в видео.

Подача претензии и расчет компенсации за задержку рейса

Если вы летели европейской компанией или авиакомпанией Турции, то можете подать жалобу на задержку рейса и получить компенсацию. Выплата будет сделана, если вылет самолета была задержан на 3 часа и более. Сумма выплаты составляет от 300 до 600 евро на каждого человека.

Подавать заявление для рассмотрения можно на рейсы, которые были совершены в течение последних 3 лет.

Узнать положена ли вам компенсация можно здесь. Для этого введите данные вашего рейса и авиакомпанию, которой летели в форму ниже.

Куда жаловаться на авиакомпанию в России в 2020 году

Порой достаточно простого шага: звонка на горячую линию компании. Если не удалось мирным путем решить проблему (например, претензия отвергается менеджером), но пассажир уверен в правомерности своих требований, можно (но необязательно) сообщить, что он со своей жалобой пойдет выше.

Иногда это может возыметь действие, и авиаперевозчик согласится на возмещение ущерба.

Жалоба в общество защиты прав потребителей (ОЗПП)

Данная инстанция учреждена с целью проверки заявлений и претензий от потребителей к производителям или организациям, которые занимаются продажей товаров или предоставлением услуг. Чтобы заявление было рассмотрено, следует обратиться в одно из отделений по защите прав потребителей: региональное или центральное в Москве.

Если общество докажет вину, оно составляет акт и отправляет в органы, которые уполномочены вести дело дальше. Будь то материальное взыскание или уголовное делопроизводство.

Жалоба в ОЗПП подается одним из следующих способов:

  • Письменное обращение, отправленное заказным письмом с уведомлением о получении его адресатом. К письму следует приложить доказательства причиненного вреда.
  • Уведомление при помощи электронного письма (e-mail можно узнать на сайте организации).
  • Личное обращение к сотруднику ОЗПП и предоставление ему необходимых документов.
  • Телефонная жалоба в офис ОЗПП.

Вернуться к оглавлению

Подача жалобы в Роспотребнадзор

Отделения Роспотребнадзора расположены во всех административных округах Российской Федерации и призваны, в частности, контролировать качество предоставления услуг организациями. Если Роспотребнадзор выявит нарушения, он вправе даже наложить ограничение на деятельность компании.

Жалобу можно оформить следующим образом:

  • Лично посетить отделение и изложить суть дела должностному лицу. По факту оформления жалобы организовывается комиссия по рассмотрению обстоятельств произошедшего.
  • По телефону с работником инстанции. Предоставить какие-либо доказательства сложно, но зато можно получить консультацию о выполнении следующих шагов.
  • Заполнить электронную анкету на официальном сайте rospotrebnadzor.ru. Найти ее можно во вкладке «Обращения».
  • Написать жалобу и отправить почтой с уведомлением о получении. Уместно приложить все документы, доказывающие правоту клиента.

Образец заполнения электронной анкеты на сайте rospotrebnadzor.ru

Мнение эксперта
Григорьев Егор Кириллович
Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

В случае обнаружения опасностей для нормальной поездки пассажира, угрозы здоровью или жизни необходимо незамедлительно сообщать о нарушениях в органы Роспотребнадзора.

Обращение в Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ)

Росавиация — это специализированная организация, которая действует от имени Министерства транспорта Российской Федерации. Она призвана контролировать все нюансы, связанные с работой авиаперевозчиков, проводящих свою деятельность в РФ, в том числе качество предоставляемых услуг. Это главный профильный орган, который осуществляет надзор и руководство авиационной отраслью.

Отделения ФАВТ работают в 15 федеральных округах, что охватывает всю территорию России

Под надзором находятся авиаперевозчики, вне зависимости от того, работают они на внутреннем рынке или организовывают международные авиаперелеты. Если Росавиация в ходе проведения расследования выявит серьезные нарушения со стороны определенной компании, последней грозит даже отзыв лицензии, не считая других дисциплинарных мер.

Одно лишь упоминание о жалобе в ФАВТ может существенно помочь в решении спорной ситуации, возникшей при обслуживании клиента авиакомпанией.

Оформить жалобу в ФАВТ можно следующим образом:

  • Написать обращение в одно из отделений ФАВТ с уведомлением о доставке к адресату. Приветствуются приложенные документальные подтверждения вины авиаперевозчика.
  • Электронное обращение на e-mail Росавиации rusavia@scaa.ru.
  • Регистрация жалобы на официальном сайте ФАВТ favt.ru/obrawenija-grazhdan.[hide_link]
  • Телефонный звонок представителю организации Росавиации.
  • Записаться на прием в одном из отделений ФАВТ. При личной беседе можно всесторонне осветить проблему и ответить на возникшие в связи с ней вопросы. Это существенно упростит процедуру расследования и ускорит процесс.

Однако компенсировать причиненный вред по вине авиаперевозчика через Росавиацию не получится. Эта организация занимается исключительно делами, связанными с работой самой авиакомпании, и не выступает посредником в спорах между ней и клиентами.

Куда еще можно обратиться

Часто материальное взыскание возможно только в результате соответствующего судебного приговора. Поэтому для начала расследования можно подать заявление в органы прокуратуры.

Прокуратура

Представительство прокуратуры есть практически в каждом городе. Но дело вряд ли решится быстро. Поэтому в эту инстанцию можно обратиться только тогда, когда профильные организации не смогли добиться положительного для пассажира результата.

Оформить обращение в прокуратуру можно следующим образом:

  • Отправить заказное письмо.
  • Посетить районное отделение лично (по месту прописки или проживания).
  • Воспользоваться услугой онлайн-приемной и попробовать зарегистрировать заявление через интернет. Но это не всегда рабочая схема. Поэтому нет ничего лучше личного посещения следователя.
Это важно знать:  Проект мирового соглашения в Арбитражном суде: образец 2020 года

Вернуться к оглавлению

Подача искового заявления в судебную инстанцию

Обращение в суд связано с финансовыми затратами и регулярными посещениями данного учреждения. Поэтому дело того стоит, только когда сулит неплохую материальную компенсацию.

Судебный процесс, в котором участвует авиакомпания, обычно не ускользает от средств массовой информации, а такая антиреклама никакому авиаперевозчику не нужна. Поэтому дирекция компании никогда не поскупится на хорошего адвоката, который истцу чаще всего попросту не по карману.

Чтобы дать делу судебный ход, необходимо обратиться к секретарю судебной инстанции, который оформит соответствующее исковое заявление. От подаваемого иска будет зависеть, в какой именно судебной инстанции будет рассматриваться дело: мировом суде, городском, районном или федеральном.

Заявление должно содержать полную информацию о характере жалобы, конкретные правонарушения со стороны авиаперевозчика и описание убытков самого потерпевшего. Вместе с исковым заявлением нужно представить следующие бумаги:

  • Квитанцию об уплате государственной пошлины.
  • Бумаги, которые доказывают факт попыток урегулировать ситуацию непосредственно с самой авиакомпанией. Это может быть обращение в компанию с прошением о покрытии причиненного ущерба.
  • Документ, доказывающий факт причиненного вреда: медицинское заключение, медиафайл или утвержденный акт о проведенном расследовании профильной организацией.

Вернуться к оглавлению

Как правильно оформить жалобу в отношении авиакомпании

Лучше всего оформлять документ в соответствии со следующими требованиями:

Инстанция, куда была подана жалоба, обязана постоянно информировать пострадавшего о ходе дела. По окончании проводимого расследования лицу, подавшему жалобу, сообщается о принятом решении. Если уполномоченная организация нарушает регламент, сроки или уходит от ответственности, необходимо подавать дополнительную жалобу на бездействие профильных органов.

Обязательно напишите отзывы о своем опыте подачи жалобы и ее рассмотрении в комментариях, которые расположены под этим материалом.

Для подачи претензии в европейские компании стран ЕС и Турции рекомендуем пользоваться [hide_link]проверенным сервисом, благодаря которому многие туристы уже получили положенные им деньги.

Мне бы в небо: можно ли подать в суд на авиакомпанию, и нужно ли это

Мнение эксперта
Григорьев Егор Кириллович
Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

Ну, в суд, конечно, это громко сказано. Сразу в начале статьи дам небольшой спойлер — практически во всех случаях авиакомпания окажется права. Во всех, да не во всех.

Скажу сразу, что никаких личных додумываний в статье нет. Небо синее, трава зеленая, а вся российская авиация живет по Воздушному Кодексу РФ и внутренним правилам разных авиакомпаний. За помощь в подготовке материала я благодарю команду наших бортпроводников — служащих российской гражданской авиации.

Поехали. Чаще всего у нас, как у пассажиров, вызывают недовольство следующие ситуации:

  • нам задержали / перенесли / отменили рейс
  • нас вообще не допустили на самолет
  • то, что мы купили на борту, оказалось негодного качества

Из адекватных причин вроде всё . «Она не посадила меня на место повышенной комфортности, хотя у меня болела голова» или «она не выкинула подгузник моего ребенка» я добавлять не буду.

Задержка / перенос / отмена рейса

В принципе, это очень близкие друг другу ситуации. Ваш самолет еще не прилетел / ваш самолет не может вылететь из другого города и долететь до вас / ваш самолет никуда не полетит из-за плохой погоды. В первом случае вы только немножко подождете, ведь ваш самолет уже летит, просто не успевает вовремя. Последних двух случаев это не касается — все будут сидеть и ждать, дети — кричать, а вы — спать, сняв туфли. И все равно авиакомпания будет права.

Почему авиакомпанию нельзя засудить / получить компенсацию?

Статья 120 ВЗК РФ прямо говорит о том, что за каждый час просрочки перевозчик должен заплатить штраф в размере 25% от минимального размера оплаты труда, но не более половины от всей провозной платы. Конечно, это лишь штраф, но авиакомпания все равно его заплатит, если только….

..если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

А это авиакомпания докажет обязательно. И в большинстве случаев не слукавит — если есть риск нанести вред пассажирам вследствие каких-то неисправностей на самолете или плохих погодных условий, никто не полетит. Собственно, едва ли найдется пассажир, горящий желанием лететь «на удачу» или получить молнию в хост — здесь вопросов нет.

Правило №1: если рейс задержали / перенесли из-за погоды или технических неисправностей (99%) — толку доказывать что-то нет. Это законно — причем по всем документам

Да, вам должны предоставить воду, питание, и проживание на время ожидания, но не факт, что вы «дождетесь» — например, в одной из российских АК должно пройти не менее 8 часов днем / 6 вечером, чтобы вас заселили в гостиницу. А так, по сути, у вас 3 варианта — ждать свой рейс, отказаться от билета и вернуть деньги или улететь другим рейсом (если это предложит авиакомпания).

Вас не допустили на самолет

Здесь может быть 2 варианта — либо вы хулиганите, либо АК косячит. Любого пассажира могут развернуть, если он плохо ведет себя на борту, если не хочет платить за то, за что заплатить обязан (ребенок, багаж) или же если его состояние здоровья при перелете угрожает его безопасности или безопасности других пассажиров. Если вы хулиганите — то виноваты сами, и в суд вы вряд ли пойдете. А что если косячит АК?

Овербукинг / изменение компоновки

Овербукинг практикуют все известные мне российские авиакомпании. Если дословно, то это «перебронирование» — на рейс зарегистрировалось пассажиров больше, чем может вместить самолет.

Если, к примеру, на борту самолета 100 мест, то продадут 120 билетов. Эта практика пришла к нам из-за рубежа. Где-то даже есть статистика, что около 20% всех пассажиров не попадают на собственный рейс — заболевают, опаздывают, просыпают, оказываются жертвами несчастных случаев… Да мало ли что может случиться. Естественно, авиакомпании невыгодно гонять полупустой самолет. Главная задача — не потерять прибыли и полностью заполнить самолет пассажирами. Овербукинг происходит постоянно — обычно мы пересаживаем пассажиров, на которых не хватило мест в экономе, в бизнес-класс. Если бизнес-класс тоже битком — им приходится ждать следующего рейса.

Бортпроводницы российской АК

Тем пассажирам, которые оказались «за бортом», АК предлагает различные бонусы — кому-то начисляют мили, кому-то предлагают повышенный класс обслуживания. Также вам могут предоставить альтернативный вариант — ближайший рейс в тот же пункт назначения (даже другой АК). Если вы отдали предпочтение ближайшему рейсу, то вернемся к бонусам от АК — вас должны напоить (вы ждете более 2-х часов), накормить (вы ждете более 4-х часов), заселить в гостиницу.

Овербукинг не всегда спланирован авиакомпанией. Иногда борт просто меняет компоновку — например, борт на 200 человек неисправен и его чинят, а борт на 170 человек свободен и может совершить рейс. 170 человек улетят, а остальные 30 дождутся другого рейса и долетят на условиях получше.

Как бы то ни было, здесь гражданин имеет право на денежную компенсацию только в том случае, если его самолет вылетает или приземляется в аэропорт Евросоюза.

Автор статьи
Григорьев Егор Кириллович
Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.
Следующая
СудКак ответить на жалобу пациента на врача: образец 2020 года

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector